Семья РЕУТОВЫХ приехала в Приморье по программе оказания содействия добровольному переселению соотечественников. Она ориентирована на этнических русских, ставших когда-то подданными других стран, но решивших вернуться назад.
Брать - не пахать
Летом 2015 г. семья из 11 человек поселилась в с. Любитовка Дальнереченского района. Планы на дальнейшую жизнь они связывали с фермерством. Чего-чего, а уж пустующей земли, пригодной для крестьянского труда, у нас хватает. Так думали и родители Венедикта Реутова, и он сам.
На днях Венедикту исполнится 22 года. Отличный трудоспособный возраст. Большое желание работать в Любитовке на земле. Он - один из переселенцев, с которым корреспонденту «АиФ - Приморья» удалось поговорить за жизнь. Разговор получился трудным, потому как для всей семьи переселенцев настали тяжёлые времена. И если в год своего переселения люди отличались желанием общаться, то теперь ровно наоборот. Доверия сильно поубавилось - к районным чиновникам, дельцам. Тому есть причины, которые к этому году привели переселенцев к безвыходности, безработице и безденежью.
Реутовы продали в Боливии свою землю и сельскохозяйственную технику. Купили по приезде в Любитовке дома, отдали деньги за землю местному чиновнику, обзавелись техникой, вспахали землю и обработали её должным образом осенью прошлого года. Около 600 га земли подняли – её уже почти своей считали. Этой весной планировали засадить пахоту соей. Всё приготовили. Не учли человеческого фактора, что сыграло с семьёй переселенцев очень злую шутку.
Власти Малиновского поселения обещали помощь и участие в решении земельных вопросов. Глава семьи Реутовых заплатил поэтапно больше 5 млн руб. за покупку и оплату земельных паёв у местных селян, переоформление земель сельхозназначения, оформление кадастровых паспортов. Реутовы даже не сомневались, что всё будет как надо, доверились человеку, имевшему власть, но действовавшему как физическое лицо.
Венедикт Реутов рассказал, что договор о безвозмездной услуге по созданию крестьянско-фермерского хозяйства и оплате всех финансовых расходов по созданию такого сельхозпредприятия поселковый чиновник составил ещё в декабре 2014 г. Его подписали в здании районной администрации. Ничего не предвещало беды.
- Мы все свои деньги вложили в дело, - рассказывает Венедикт. – Даже не хотели помощи от государства брать. Свои средства отдали человеку за землю. Срок договора истёк в декабре прошлого года, когда мы узнали, что земля не наша. Теперь нет у нас денег, земли, которую нам обещали, и работы у нас нет. Ездим за 100 км в районную администрацию, чтобы как-то разрешить наш вопрос. Сейчас наша семья - 13 человек, двое детей уже тут родились у моих братьев, они старше меня. Как жить, не знаем теперь.
Ни земли, ни денег
Родители Венедикта сейчас по делам в Боливии, вернутся в апреле, когда самое время в поле пахать. А где то поле, за которое заплачены немалые деньги? Дети и внуки Реутовых пока хозяйствуют сами. С малых лет приучены к работе: мужчины и мальчики в поле, женская доля по дому. Без хлеба пока не остались, но безнадёга в семье царит.
Обратились Реутовы за помощью в Следственный комитет, прокуратуру, в районную администрацию. Муниципалы посоветовали идти в суд. Стражи закона и сыщики пока ничем не обнадёжили. Но переселенцы надеются, что успеют отстоять своё право трудиться на земле уже в этом году. А ещё Иосиф, отец Венедикта, написал президенту России о том, что произошло с его семьёй. Объяснил, как мог, свою беду, что из якобы оформленных им в собственность 2 000 га залёжных земель лишь 237 га не заняты, остальные давно распределены. Это либо федеральная собственность, либо бизнес-структур.
Машина следствия работает по привычке со скрипом. Потерпевшие пишут жалобы, получают отказ в возбуждении уголовного дела, назначаются новые проверки… Пока в этой скользкой истории разбираются те, кому положено это делать по долгу службы, людям, чей смысл жизни работать на земле, нет возможности пахать и сеять. А земля зарастает полынью или её загаживают те, кто недобросовестно и нещадно использует арендованные участки. Таких примеров, увы, предостаточно - хоть деятелями из Китая, хоть нашими залётными дельцами, которых будущее нашей земли не волнует, денег бы срубить.
Татьяна МИЩУК
Мнение эксперта
Александр АФАНАСЕНКО, сопредседатель Дальнереченского отделения Общероссийского народного фронта:
- Реутовы обратились к нам за помощью. Люди приехали к нам в Приморье с надеждой и что получили? Ситуация у них критическая – анекдотическая и уголовная. Они трудяги, в политику не лезут, умеют и хотят работать на земле, заниматься сельским хозяйством и делают это хорошо. Среди переселенцев нет ленивых. У них даже маленькие девочки коров могут доить. Пострадали Реутовы по незнанию и доверчивости. Их обманули, как хотели. Когда я говорил в районной администрации, что государство поддерживает переселение, своих соотечественников и даёт им землю, мне ответили: мало ли что президент говорит, он далеко, а мы здесь. Всё решают мелкие клерки. Должны были дать землю, и помочь её правильно и своевременно оформить. Но так помогли, что ни земли, ни работы. Мы стучимся во все двери, держим ситуацию на контроле. Нельзя, чтобы люди разуверились, чтобы их «кинули».
Мнение власти
Николай ГРИЦИШИН, глава Малиновского поселения:
- Уже почти выполнил договор с ними. Венедикт подал заявление на земли, он получит их в аренду. В завершение осталось ещё объявление в газету по земле дать, через 30 дней всё пройдет, и всё. Сначала в аренду получит землю, потом - в собственность. Так что уже почти выполнил, что обещал. А деньги верну. Они отдавали мне 5 300 000 руб. просто на сохранение. У них не было паспортов тогда. Сейчас они получили паспорта, и деньги все им верну. Вот приедет его отец, Иосиф, и верну. Кто давал, тому деньги и верну. И они сами всё уже оформят. На себя.
Кстати
Более 9 тысяч человек переехали в Приморье с 2007 по 2015 год по программе содействия добровольному переселению в край соотечественников, проживающих за рубежом, рассчитанной до 2017 г. Среди них - семьи из Боливии, Израиля, Болгарии, Украины Узбекистана, Армении, Таджикистана, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Беларуси, Туркменистана.
Смотрите также:
- Болеть некогда лечится. Только от нас зависит, где поставить правильный знак препинания →
- Жители приморской глубинки боятся, что не смогут накормить своих бурёнок →
- Шесть советов, как бороться с «чисто городскими заболеваниями» →