«СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК» - ПЕРВАЯ ОЖИДАЕМАЯ ПРЕМЬЕРА АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ИМЕНИ ГОРЬКОГО В НОВОМ, 83-М СЕЗОНЕ. ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ – 26 НОЯБРЯ.
Пьеса Эдмона РОСТАНА «О гасконцах и шпагах» - довольно популярный сюжет в России как на театральной сцене, так и в кино. Главный герой - реальный исторический персонаж - поэт, острослов,
памфлетист - влюблённый, страдающий, одинокий в толпе. Герой не только своего времени. Идею постановки Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ, художественный руководитель театра, вынашивал долго. Но решил передать пьесу Вячеславу СТАРОДУБЦЕВУ, молодому режиссёру из Москвы. О планах театра, классике, «дне сегодняшнем» и достойной драматургии он рассказал «АиФ - Приморью» накануне премьеры.
К ЧЕМУ ОБЯЗЫВАЕТ ЖАНР?
- Ефим Семёнович, с чего для вас начинается работа над спектаклем?
- С мысли о литературном произведении, сюжете, героях. И нужно какое-то время с этой мыслью жить. К примеру, долгие годы я мечтаю поставить ДОСТОЕВСКОГО - «Идиота», «Братьев Карамазовых». Но ведь необходимо соизмерять - желание, время, историю, о которой ты хочешь рассказать. Можно попасть в цель, а можно ошибиться, не войти в поток происходящего – здесь и сейчас. Спектакль начинается с импульса и настроения конкретного человека. И первый человек - это я.
Признаюсь, «Сирано де Бержерак» - желаемая премьера, она пребывала в моих настроениях 30 лет, я очень хотел, чтобы на сцене театра Горького этот спектакль имел место быть, более того, хотел это делать сам. Но я подумал, что пьеса Ростана - очень подходящая литература для Вячеслава Стародубцева. Режиссёр уже ставил на сцене горьковского театра пьесу по ПУШКИНУ «Наказанный распутник». Слава - очень талантливый и многогранный человек: не только режиссёр, но и музыкант, артист, певец. Над пьесой работают художник Мариинского театра Жанна УСАЧЁВА, художник по свету Сергей СКОРНЕЦКИЙ и хореограф Матвей МАТВЕЕВ из Москвы. Получилась команда иногородних и наших приморских актёров. Я, конечно, несколько ревную, но верю, что общий язык будет найден и спектакль состоится.
- Фильм с Жераром ДЕПАРДЬЕ смотрели многие, но многие ли читали пьесу Ростана?
- «Сирано де Бержерак» - не очень популярная и читаемая литература, вряд ли пьеса знакома широкому кругу молодёжи, современному поколению. Тем не менее это классика, история по драматургии сравнимая с «Дафнисом и Хлоей», «Тристаном и Изольдой», «Ромео и Джульеттой».
- Вечная классика?
- Пока доберёшься до вечности! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский - это то, в чём мы нуждаемся здесь и сейчас. Такие понятия, как гордость, достоинство, любовь, - они желаемые и для меня, и для моего пребывания в сегодняшнем дне.
- Главный герой Ростана страдает из-за длинного носа. Досадный комплекс для гения…
- Допустим, для меня идеал женской красоты - Анна МАНЬЯНИ - не очень красивая внешне, но мощная, глубокая. А сегодня мы всё стилизуем под мультики, гаджеты, инстаграммы. Видишь, сколько новых слов я выучил! Но я занимаюсь не опытами, а достойной драматургией. Той, что возвращает к подлинным красотам и значимости отношений.
- К чему обязывает жанр героической комедии?
- Это серьёзно. С другой стороны, у Чехова тоже есть «комедии». Не всё однозначно, тем более что касается отношений мужчины и женщины. Кто-то скажет о Сирано де Бержераке, что он принёс себя в жертву любви, а кто-то возразит: наоборот, он всячески приближал к себе возлюбленную. Каждый человек прокладывает свой путь, у Ростана герой идёт по качающейся подвесной дороге, и в конце он должен упасть. Но это моё прочтение произведения, у режиссёра оно несколько иное. Я настроен на великое, гордое произведение, которое должно опрокинуться со сцены в зрительный зал театра. Важно, что ощутит и скажет зритель, пришедший на премьеру.
КТО КНИГУ ЧИТАЛ?
- Вы работаете над спектаклем «12 стульев». Неожиданный выбор…
- Грандиозный, фантастический роман, и я это понимаю каждый раз, когда перечитываю книгу в самолёте. Но будет ли спектакль интересен молодёжи? Выросло целое поколение 20- и 30-летних, которые не знают ИЛЬФА и ПЕТРОВА. Они, конечно, слышали про Остапа БЕНДЕРА, кто-то смотрел старые фильмы - с ЮРСКИМ, МИРОНОВЫМ. А книгу кто читал? Интересно, но театральных постановок «12 стульев» на моей памяти не было. Перевести пьесу на язык театра чрезвычайно сложно, можно сказать - невозможно. Но если я решил отправиться в это путешествие - обратной дороги нет. Этот спектакль, прежде всего, актёрский, где есть гибкость, возможность проявить себя в новом качестве, умении держать юмор.
- И, слава богу, есть актёры…
- В противном случае - лучше не ставить. Я говорил, что спектакль начинается с режиссёрского импульса, потом следует художник, и гармония в его дуэте с режиссёром многое значит. Бывает так, что роль выписывается под личность. Светлана САЛАХУТДИНОВА - целый этап в театре, я смотрю на других и думаю: ну кто, кто добежал до Светы? Кто приблизился? Или Лариса БЕЛОБРОВА? Должен признать, что пока в театре нет столь значительных актрис. Они излучают свет, они больше чем талант. Или Саша СЛАВСКИЙ - сегодня он другой, чем 20 или 40 лет назад, но по-прежнему великий артист. Ещё раз поздравляю его с прошедшим юбилеем! (1 ноября народному артисту России Александру Славскому исполнилось 60 лет. - Ред.).
- Что в ближайших планах театра?
- Сегодня я репетирую новогодний спектакль Ганса Христиана АНДЕРСЕНА «Соловей». Это произведение на несколько страничек, и оно менее известно читателям, чем другие сказки писателя. Мне помогает Стародубцев, владеющий пером. В следующем году мы поставим «Женитьбу Фигаро». Надеюсь, что заключительным аккордом сезона станет спектакль по пьесе ДОВЛАТОВА «Заповедник». С этим багажом я выйду к лету. И хотя коллектив молод душой, хочется, чтобы все сохранили своё здоровье.
Елена ЖУКОВА
ДОСЬЕ
Ефим Семёнович ЗВЕНЯЦКИЙ родился в 1947 г. в с. Амурзет Еврейской автономной области. Окончил театральный факультет Дальневосточного государственного института искусств по специальности «актёр драматического театра и кино», ГИТИС по специальности «режиссёр-постановщик». Карьеру начал в драматическом театре Комсомольска-на-Амуре. С 1984 г. главный режиссёр Приморского краевого академического театра имени М. Горького. Доцент Дальневосточной государственной академии искусств, председатель Приморского фонда культуры, член Союза театральных деятелей, заслуженный деятель искусств России.
КОММЕНТАРИЙ
Вячеслав СТАРОДУБЦЕВ, режиссёр.
- Откровенно говоря, вокруг пьесы Ростана много стереотипов: гасконцы, шпаги, таверны, огромные кружки пива. Сейчас вряд ли можно поразить зрителей фехтованием. Для меня Сирано де Бержерак, прежде всего, мечтатель. Это реальный персонаж, один из первых писателей-фантастов, оставивший историю о путешествии на Луну. Он мечтал о неосуществимом. Именно поэтому в декорациях присутствует лунный кратер, и в финале застывают звезды. Борьба - но не на шпагах, а сложная, внутренняя. А длинный нос - это внутренние страхи. У каждого из нас есть нос, от которого мы попытаемся избавиться. Мой герой понимает, что только любовь может спасти его от масок, за которыми он прячет нежную, хрупкую душу. Это не первая моя работа в приморском театре, и хорошо знаю особенности, психофизику многих молодых актёров. Но ведь и сюжет наполнен молодостью, свежестью. Главного героя играет Сергей КОВРИЖНЫХ - молодой, интересный артист, в нём есть надлом, какая-то тайна. Сложный трагикомический персонаж - граф де ГИШ-у Константина СУВОРИНА. Возлюбленную Сирано Роксану играет Александра АУБЕКЕРОВА, это её дебют.