Тот факт, что целое историческое здание в центре Владивостока превратилось в руины, потому, что это не противоречит нынешним законам почему никого не возмущает. Как и почему исчезают объекты культурного наследия в Приморье?
Стоит ли скрывать?
Здание первой на Дальнем Востоке публичной библиотеки на улице Светланской многие годы радовало глаз жителям Владивостока, создавало особую атмосферу и собственный архитектурный стиль города. В советское время его отремонтировали, как смогли. Но в 80-е годы в процессе ремонта зданию уже был причинён серьёзный ущерб. Исчезли уникальные окна матового стекла с изображеньями. Но в целом изысканная архитектура и уникальный интерьер был сохранён.
Но время последовательно делало своё дело, и здание старело. Признанное памятником архитектуры строение не решались пустить на слом, и пытались восстанавливать, как могли. В 2000-х эти усилия сошли на нет. Видимо для того, чтобы разрушения не мозолили глаз горожанам и гостям приморской столицы, а официально в целях безопасности былую гордость задрапировали. И так оставили до лучших времён.
- В 2007 году здесь поставили «маскировочные» леса» и резонно предполагать, что все эти годы здание далеко не в удовлетворительном состоянии, - говорит профессор Дмитрий Анча. - Полагаю, что спасти его еще можно, но для этого необходимо выполнить его реставрацию. И делать это прямо сейчас.
В чём ценность библиотеки?
У здания по адресу Светланская, 119, действительно своя особая стать, и своя уникальная история, неразрывно связанная с жизнью Владивостока. Первый владелец Василий Анисимович Жариков, разместил здесь винно-бакалейный магазин и сдавал помещение в аренду различным организациям. А в 1912 году отдал дом в дар городу Владивостоку. Не просто, а с непременным условием – пожелал, чтобы здесь была размещена публичная библиотека. Позднее ей было присвоено имя Н. В. Гоголя. Но статус уникального архитектурного сооружения не спасает от времени и равнодушия.
- Здание нужно спасать, и даже не знаю, как оно выстояло до сих пор. Десятки лет назад образовалась трещина в стене и протекает крыша. Во время ливней вся вода поступает внутрь, - рассказала Анна Мялк, эксперт Министерства культуры РФ. - В нарушение всех норм рядом с ним проложили теплотрассу. В результате из-за разницы температур происходят подвижки грунта, что способствует разрушительным процессам. Ещё «Центром охраны памятников», который просуществовал до 2003 года, был проработан проект его реставрации. Но никаких действий не предпринято до сих пор.
Таким образом, даже не смотря на то, что нет нужды тратиться на проект реставрации, что-то основательно мешает решению этого вопроса.
Чьи вы, хлопцы, будете?
Активной общественности Владивостока, которая выражает своё беспокойство, сейчас о строении на Светланской, 119 известно лишь то, что в нулевые здание оказалось в частных руках. Но на судьбе бывшей библиотеки это никак не сказалось. Краеведы и историки в один голос утверждают, сделку по продаже оспаривали и вероятнее всего признали незаконной. Но на этом процесс, как-то затих. Редакция «АиФ-Приморье» обратилась за разъяснением в Инспекцию по охране объектов культурного наследия Приморского края.
- Эта недвижимость арестована по решению суда, и мы не вправе предпринимать в отношении здания какие-либо действия, - так прокомментировали ситуацию сотрудники инспекции.
И вероятнее всего администрации для того, чтобы предпринять шаги для спасения этого уникальный памятник исторического наследия необходимо, что называется выйти из зоны комфорта. То есть проявить волю и власть.
В свою очередь редакция, через МФЦ Приморского края, направила запрос о предоставлении сведений в Единый государственный реестр недвижимости. Общественность вправе знать за кем числится здание и по чьей вине гибнет памятник.
А что с другими?
Проблема реставрации объектов культурного наследия волнует всех. Накануне и в администрации Приморского края озадачились этим непростым вопросом. Руководитель фонда капремонта Андрей Горелов отметил, что в 30-летней программе капремонта есть дома, имеющие статус памятника культуры. Большинство из них сосредоточено во Владивостоке и Уссурийске, незначительное число - в Артеме. При этом с 2016 года ремонт объектов культурного наследия практически остановился.
- Мы регулярно проводим аукционы, однако подрядчики в них не участвуют. В 2016 году была разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт 23 объектов культурного наследия, но ни одна компания так и не заявилась на торги», - отметил он.
Одной из причин этого является недостаточное количество компаний, имеющих лицензию на работу с архитектурными памятниками. А вот второй, по мнению участников совещания, - техническое состояние домов.
«Нужно понимать, что многие из этих зданий находятся в предаварийном состоянии. Это проблема не только Приморского края, но и всей России. Логично, если часть расходов по восстановлению конструктивных элементов возьмут на себя муниципальные власти», – считает руководитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Владимир Осецкий.
В настоящее время специалисты фонда готовы актуализировать имеющиеся проекты в соответствии с новыми нормативами.
«Приглашаю подрядчиков рассмотреть возможность сотрудничества с фондом. Положительные примеры ремонта домов-памятников есть: в прошлом году отремонтировано два старинных дома на улице Арсеньева, в 2016 году сделано 13 домов дореволюционной постройки в Уссурийске», – подчеркнул Андрей Горелов.
В целом выходит, что и решения есть, но квалифицированно реставрировать некому. Так может, стоит иностранцев пригласить? Со зданием железнодорожного вокзала Владивостока однажды это сработало.
Кстати:
Интересным историческим фактом поделился по поводу бывшей библиотеки Гоголя член-корреспондент РААСН, заслуженный строитель РФ, профессор Валентин Аникеев.
- В 60-х годах, когда встал вопрос о ремонте Библиотеки имени Гоголя, министр Фурцева отказала городским властям в выделении денег. Она потребовала отложить этот проект, а в первую очередь достроить цирк и кинотеатр «Океан». Важнейшими из искусств, как известно, были они.
Смотрите также:
- Сто лет без ремонта. Живые заложники исторической застройки Владивостока →
- Куда полез, застройщик? Знаковое место Владивостока может исчезнуть →
- Арест, словно ширма →