Увечье - не приговор. Мировые методики адаптируют в Приморье.

Скотт Купферман (слева) в организации реабилитации инвалидов "Благое дело" во Владивостоке. © / АиФ

«Он дал нам надежду». Так сказали мамы особенных детей после долгого разговора с американским экспертом в области образовательных программ и технологий для людей с ограниченными возможностями Скоттом КУПФЕРМАНОМ.

   
   

Инженер, педагог, профессор Университета Колорадо занимается разработкой инновационных программных и аппаратных приложений, которые помогают незрячим видеть, глухим - чувствовать, людям с аутизмом - социализироваться. Во Владивостоке и Находке гость провел ряд встреч и мастер-классов с общественными организациями и коллегами, работающими в области инклюзивного образования, детьми и взрослыми с нарушениями здоровья. Знакомство с Россией через Владивосток доктора Купфермана состоялось благодаря Генеральному консульству США во Владивостоке.

Телефон вместо зрения?

- Профессор, почему вы занимаетесь развитием технологий для особенных людей?

- Моя дочь - человек с ограниченными возможностями. Я начал работать в школах, где учились дети с нарушениями здоровья. Помочь им сделать среду более доступной мне позволило инженерное образование. Главная задумка в том, чтобы научить детей пользоваться телефонами со специальными приложениями.

Лекция в клубе английского языка вызвала большой интерес. Фото: АиФ

 

К примеру, человек не видит или видит очень плохо. Разработано устройство, позволяющее высветить окружающих его собеседников, предметы. Кроме того, я изобрёл браслет, который вибрирует в зависимости от того, насколько близко незрячий или слабовидящий находится к предмету, по принципу сонара - как при обнаружении подводных объектов. Это оберегает от опасности, чтобы человек не споткнулся и не упал.

- Получается, в будущем телефон или другой гаджет может заменить трость незрячему?

   
   

- Приложение - не просто помощник ориентации в пространстве, это увлекательная интеллектуальная работа с окружающим миром. Есть технические возможности, предназначенные для людей с ослабленным слухом, когда специальная программа «захватывает» часть аудиосреды и переводит её в зримый формат, попутно описывая значение отдельных слов, фраз, предложений.

- Вы побывали в нескольких детских центрах Приморья, где развиваются особенные дети, в том числе с ментальными нарушениями - «Маленький принц», «Благое дело». Каковы впечатления?

- Эти центры можно назвать мечтой. В них созданы прекрасные условия для творчества, обучения, карьерного роста, для того, чтобы человек, вырастая, мог зарабатывать деньги.

- А как таким детям облегчат жизнь современные технологии?

- Допустим, телефонное приложение преобразует любой текст, который станет «говорить» с вами так, как удобно, на понятном языке. С помощью символов человек с аутизмом может расширить свою зону коммуникаций, сделать их глубже и шире. Изначально такое приложение развивалось для тех людей, которые должны были просто пойти в ресторан в иностранном городе и заказать себе меню. Затем рамки применения расширились. Приложение любят и незрячие люди, и те, у кого проблемы с запоминанием.

- Легко ли сделать понятной во многом агрессивную среду для людей с аутизмом?

- Они действительно не очень хорошо контактируют с окружающей средой. Телефон им подсказывает, когда становится холоднее или ещё каким-то образом меняется обстановка. Помогает понять социальную ситуацию - где человек находится и как к нему относятся окружающие люди, насколько они готовы к общению.

Кроме того, человек с ментальными особенностями может пройти с помощью телефонного приложения широкую образовательную программу. Виртуально, ученик переходит из одного класса в другой, изучая разнообразные предметы - от математики до музыки. Мы стремимся к тому, чтобы каждый нашёл своё место в жизни, почувствовал себя равным среди равных, чтобы его активная деятельность не заканчивалась. Наша задача - сделать независимую среду для людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли ей управлять.

Люди способны выжить!

- Насколько широк круг охвата в мире этими идеями?

- Существует представительство в США, они есть ещё в пяти странах. Над долговременными проектами я работаю в Японии, Корее, Дубае. Впервые приехал в Россию, первым городами стали Владивосток и Находка, и я уже нашёл единомышленников, надеюсь, наше общение продолжится.

- Сколько программ изобретено за годы вашей деятельности?

- Большее 37 приложений, работа идёт преимущественно с компанией Apple. И это касается детей со всевозможными нарушениями. Новые идеи рождаются совместно - сотрудничают инженеры и люди с различными особенностями. Они «учат» инвалидное кресло строго «ходить» по ступенькам, контролировать бытовые мелочи в квартире - закрывание дверей, выключение воды и света. Помогают ребёнку в двигательными нарушениями добираться до школы. Задача обучения родителей является ключевой проблемой в моих исследованиях. Существует даже грантовая программа от правительства, которая работает на матерей и отцов, причём родители обучают друг друга по цепочке.

- Технологии доступны для обычных людей?

- Это главная цель нашей миссии, чтобы бесплатно развивать доступную среду для всех. Надеемся, что наши ноу-хау будут подхватывать и развивать другие инженеры. Цель моего визита - посмотреть как эти люди научились не замыкаться, не оставаться внутри одного и того же помещения, выходить в общество, танцевать, заниматься спортом. Они воспринимают новую информацию с большой надеждой, помогают в разработках, проект разрастается, становится очень серьёзным и сильным. Люди способны выживать в сложном современном мире, мало того - открывают для себя путь в области высоких технологий. Проводится огромная работа, в которой результате человек, отрезанный от мира, находит своё место в жизни.

- Во время визита во Владивосток вы выступили в Клубе разговорного английского языка…

- Я рассказывал о современных технологиях в изучении английского, и это вызвало огромный интерес. Был полный аншлаг, в зале, рассчитанном на 100 человек, едва хватило мест для всех желающих. Много было вопросов о разработках в области ассистивных технологий, о проектах Университета Колорадо, где я руковожу специальной образовательной программой. При этом выяснилось, что у многих присутствовавших на презентации есть свои яркие инновационные идеи.

Инвалидность без перспективы

- Технологии идут вперёд, а насколько человечество стало добрее по отношению к инвалидам?

- Если люди с нарушениями в социуме спокойно управляются с задачами обычного человека - это и есть развитие доброго отношения к ним. Не зря одна из главных гуманных задач современного общества - изменить перспективу термина «инвалидность». Одно дело - рассматривать инвалидность как проблему внутри человека, которую необходимо исправить или вылечить. Мой подход заключается в рассмотрении экологических и социальных барьеров, препятствующих доступу и интеграции. Я не пытаюсь исправить человека, я пытаюсь исправить окружающую среду и общество.

- Участвует в вашей миссии молодёжь?

- Университет активно вовлекает наших студентов в исследовательскую деятельность. Это помогает в разработке новых технологий - от интерактивного приложения социальных навыков для людей с аутизмом до динамических видеозаписей, где вы можете фактически взаимодействовать с глухими или слабослышащими. Рвение, свежие идеи и активное отношение наших студентов очень помогли.

- Назовите вашего самого верного единомышленника?

-  Это мой большой друг и помощник, который имеет церебральный паралич и общается с помощью моргания глаз. В течение нескольких лет мы разработали систему камеры для него, чтобы иметь возможность общаться через телефон  с помощью моргания глаз. Мы настоящие партнёры.

ДОСЬЕ

Скотт Купферман - доктор наук, профессор. Его научные интересы - технологии, помогающие улучшить качество жизни инвалидов и их вовлеченность в социальные процессы, инклюзивное образование и универсальные образовательные модули, переход на дополнительное образование, трудоустройство. Обладатель ряда премий и наград, в том числе звания советника ООН, делегата Национального Совета по инвалидности США, а также награды за выдающиеся достижения специального уполномоченного Департамента образования США.

Смотрите также: