Качество и безопасность дорог - одна из приоритетных государственных программ всех уровней власти.
К первым снегопадам обнажается проблема ям и рытвин не только на трассах федерального, краевого и местного значения, но и на дорогах, скрытых от официальных лиц, а значит, менее значимых. Ситуацию усугубляет то, что транспорту порой негде развернуться. Как в больших городах, так и в малых поселениях мимо окон мирных граждан проезжают большегрузы, автобусы. Люди не спят, боятся попасть под колеса, выйдя из подъезда. А тут ещё и чинить «придомовую» закон вменяет за свой счёт.
Несчастный пятачок
Центр посёлка Черниговка Приморского края. Банк, кадастровая контора, детская библиотека. И ночной фонарь, и яркое солнце не скрывают ущербный участок дороги возле офисов жилого дома на ул. Октябрьской, 71. Грейдеры, чистящие снег, привычно поднимают ковши, обходя несколько квадратных метров стороной. Во время летних дождей возле здания образуется огромная лужа. Культурный поход в библиотеку отменяется. За поручень, установленный специально для инвалидов, не зацепиться. Доступная среда летит к чёртовой матери. Ремонта здесь не было много лет. За что так проклят отрезок дороги?
- Администрация района сваливает проблему на администрацию поселения, а поселение винит район, - говорит сотрудница банка Светлана Сенько. - Несчастный пятачок! Вся очистительная и ремонтная техника едет мимо. Огромные фуры добивают дорогу, устремляясь по ней в ближайший супермаркет.
Жалобы местных жителей дошли по прокуратуры, но и там бессильны разобраться. Дорога по документам придомовая, а по сути, проходная. Ни в какие рамки-программы сей участок не попадает.
Забетонировать пятачок не могут из-за того, что в доме № 71 не проведён капитальный ремонт. Норма или нет, но высшие инстанции рекомендуют подождать, пока до ремонта очередь дойдёт.
- По закону благоустройством дороги должна заниматься администрация поселения, - пояснил депутат. - Но сейчас этого лучше не делать. Жители дома могут заявить в районную администрацию о желании ускорить капитальный ремонт.
Шаткий склон
Ещё одна странная ситуация сложилась в микрорайоне Снеговая Падь. Жители нескольких домов на ул. Анны Щетининой протестуют против незаконных вырубок краснокнижных деревьев и того, что с разрешения власти строители из придомовой дороги делают проездную.
- О том, что на сопке развернётся масштабное строительство, мы не знали, с нами никто не советовался, - говорит жительница дома № 28 Елена Бакунец. - Видели, как наверху помечают деревья по косогору выше детской площадки. Строители огорошили, заявив, что мимо нашего дома должна пройти трасса. После заявления в прокуратуру нам звонили из управления архитектуры, успокаивали. Мы поверили, а через два дня заехала техника, поставили заборы, огородили, начали деревья рубить. Нас обманули.
- По генеральному плану должны построить детский сад, к нему подъездную дорогу, соединяющую улицы Щетинина и Смирнова, - добавляет главный по дому № 28 Сергей Бакунец. - В результате дорога пошла и по придомовой территории.
Протестующие считают, что порубочный талон на вырубку липы, маньчжурского ореха выдали незаконно. Выход трассы к дому с народом не согласовывали. Нет дорожных знаков, техника может заезжать любой грузоподъемности.
- За домом ниже по склону стоит детская площадка, склон не укреплён, если там пойдут фуры, вероятность трагедии велика, - добавляют собеседники.
Как радовались жители Снеговой Пади, когда в сентябре закрыли мусоросжигательный завод! Люди задышали полной грудью, тем более, вблизи лесная зона. Экологическая обстановка в микрорайоне стала благоприятной. Увы, борьбе за безопасность нет конца: вырубают мимоходом лес и прокладывают сыпучие дороги…
Прочь с дороги!
«АиФ-Приморье» писал о доме-крейсере по ул. Часовитина во Владивостоке. Жильцы домов №№1, 3,5, выйдя из подъезда, попадают на оживлённую трассу, где не прекращается поток машин. Многоэтажкам не повезло, они стали проездными. Здесь всё шиворот-навыворот: впритык - дорога внутриквартальная, а за откосом - придомовая, где деревья, цветы, детские качели, песочница. Когда дом сдавали, такого потока машин не было. Люди поверили в планы мэрии по скорому строительству объездного пути. Два года прошло, воз и ныне там. Возле подъездов - ни лавочек, ни тротуара. Дорога числится внутриквартальной, ей присвоили кадастровый номер и записали в муниципальную собственность.
- Покоя нет ни днём, ни ночью, - говорит пенсионерка Раиса Кирсанова. - Машины едут, не останавливаясь, - КамАЗы, маршрутные автобусы. Все хотят скорее пронестись с ветерком, а люди для них лишь досадная помеха.
- Однажды проснулась от грохота, думала, танки идут! - рассказывает местная жительница Татьяна Даниловская. - Оказывается, работает очистительная техника. Был ещё случай: проезжающая мимо машина детскую коляску сбила так, что та покатилась кувырком на площадку. Хорошо, что она была пустая.
На проблему проходной дорога на Часовитина обратил внимание 2 октября внезапно решивший уйти в отставку мэр Владивостока. В администрации сказали - это пережиток советской застройки.
«Поднять проект дороги в этом районе, который был сделан много лет назад», «проработать и просчитать, какие средства понадобятся на проектирование и строительство новой дороги», «рассмотреть возможность изменения автобусного маршрута», - поручил администрации экс-глава Владивостока. Неужели с его уходом всё забылось?
- Проходила по дворам проспекта Столетия, а там ямы, будто из советского детства. Всё по-старому, - делится читательница газеты.
И какая доступная среда для инвалидов, когда поход из дома в магазин для слабовидящего, инвалида-колясочника и других людей с ограниченными возможностями превращается в опасный для жизни аттракцион?
Цена за ремонт придомовой дороги, по которой транспорт гоняет, порой исчисляется миллионами. Большинство собственников жилья платить отказывается. Бабушки говорят - не надо нам дороги. Как-нибудь доковыляем!
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
- Придомовая территория должна быть поставлена собственниками на кадастровый учёт, с жителями дома согласовывают границы участка. Жители должны обеспечить беспрепятственный проезд скорой, пожарной. Как правило, если есть дорога, которая проходит к нескольким домам, она является межквартальной, и её должны содержать муниципальные власти. Если вдруг часть дороги включили в кадастр, то нужно выходить на администрацию города для пересмотра плана. Процесс небыстрый, но это возможно. Безусловно, существует проблема ремонта придомовых территорий, это весьма дорогостоящее мероприятие. Выход - участие в программе «Комфортная городская среда».
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
- В программе по благоустройству краевой программы участвует ряд домов Надеждинского поселения. Постепенно ситуацию с дорогами меняется к лучшему. Порядка 95 миллионов средств было привлечено. Чем дальше от районного центра, тем хуже состояние дорог. Не всем по силам ремонт придомовых территорий, а в программу попадают единицы. Отсюда - тоска народа по эпохе СССР, когда ЖКХ на бюджетные деньги занималось благоустройством, а сейчас большая нагрузка на собственников жилья.
КСТАТИ
Около 1,5 миллиарда рублей из краевого бюджета направят на благоустройство дворовых территорий в городах и районах Приморья. В 2019 года во всех муниципалитетах планируется комплексно отремонтировать 400 объектов. Жители сами определят, какие работы нужно выполнить на придомовых территориях. Предполагается комплексное благоустройство - и ремонт коммуникаций, и дренажная система. Обязателен контроль качества работ.
Смотрите также:
- Сто лет без ремонта. Живые заложники исторической застройки Владивостока →
- За забором. Жители Владивостока передвигаются козьими тропами →
- Как живется горожанам под Золотым мостом →