Большинство советских детей и взрослых не любили посещать храмы культуры родных городов. Со школьных лет им внушали дикий трепет перед экспонатами. «Руками не трогать!» - главная «страшилка» классных экскурсий. После перестройки многие региональные музеи России стояли заброшенными, представляя печальное зрелище.
Когда директор Приморского музея им. Арсеньева Виктор ШАЛАЙ рассказывает, как им удалось преобразить застывшие экспозиции и сделать их популярными, он отвечает, что дело даже не в современном оборудовании а в том, что музейные работники повернулись лицом к зрителю. Статичные лекции для детей превратили в путешествия по лабиринтам загадочных комнат. Кстати, новая программа, которая стартовала в этом году в главном корпусе музея так и называется «Семейный лабиринт». Новые программы для юных посетителей подготовил и филиалы.
Плутать с умом
Если сказать, что в музее могут научить основам бизнеса, родители не поверят. Название одной из программ на афише бросается в глаза: «Торговый дом, предпринимают дети». Её концепция в корне отличается от устаревших познавательных программ, построенных на принципе «сиди и слушай». Дети сами выбирают себе роли: основателей первого во Владивостоке торгового дома Кунста и Альберса, купца Семёнова, владельца парохода Бриннера.
- Обязательно попробовать что-то сделать самим, дойти до сути своей головой, - говорит программный директор музея Екатерина ПОНОМАРЁВА. - Вовлекаем ребят в образовательный процесс. Мы видим результаты, интерес к музею усиливается.
История, археология, этнография - интерактивные программы, разбиты по темам. В каждой - своя изюминка. К примеру, кто знал, что в выставочных зала музея на Светланской всего три стола: штурманский, деловой и с фрегата «Паллада»? Вокруг предметов мебели разворачивается действо - исследование старого города. Из пазлов неожиданно собирается герб Владивостока, ребята открывают улицы, заливы, сопки молодого военного поста. Наука в музее преподносится весело. Школьникам по силам организовать извержение вулкана или сотворить свой космос в обычной банке. Подобные опыты безопасны.
- Стараемся идти в ногу со временем, - продолжает Екатерина Пономарёва. - Изучаем новые тенденции в музейной педагогике, внедряем их на практике.
В мае на Светланской 20 открылся проект «Семейный лабиринт». Игровой маршрут охватывает шесть залов музея. У каждого участника - свои задания, интересные не только для детей, но и для взрослых. Экспонаты открываются с неожиданной стороны. На выходе из «лабиринта» участникам вручают дипломы. До чего дошёл прогресс! Ребята могут путешествовать по музею самостоятельно с 7 лет, при этом они получают «Карточку юного исследователя». Ведь намного интереснее самому открыть неизведанное, чем нехотя, упираясь, тащиться за мамой или экскурсоводом.
Как рыба в воде
В Арсеньевском филиале, музее города на Петра Великого, 6 всё вернулось на круги своя. Здесь по выходным работает проект «Сказки с молоком». 6 мая покажут первую сказку, с которой всё начиналось - «Цветик - семицветик». За три года удалось нарисовать и озвучить более двухсот волшебных историй. В действе участвуют художник, рассказчик и звукорежиссёр. Рисование в процессе чтения - старый жанр, который часто использовался в телевизионных программах. Авторы проекта перенесли его в музейное пространство.
- Главное в таком изображении сказки - простота и трепетное отношение к деталям, сочетание скорости и выразительности рисунка, - говорит художник, старший сотрудник музея Светлана ВОРОНИНА. - Порой образы приходится придумывать на ходу. Мы волновались, думали, что затеряемся на фоне современных мультимедиа. Опасения оказались напрасными: сегодня «Сказки с молоком» можно назвать одним из раскрученных «брендов» музея. Вторая часть культурной программы - увлекательное знакомство со старинным зданием музея. Современный приём квестов оживил формат музейных экскурсий. Главное - успеть добежать до загадочного объекта.
С открытием масштабного проекта «Тихоокеанское время» музей Города переориентировался в сторону морской тематики. Когда-то в здание на Петра Великого детей завораживали плавающие в аквариумах золотые рыбки. Сегодня здесь заработала семейная игровая программа «Рыбий день: подводные истории». Ребёнок должен перевоплотиться в маленькую рыбку, путешествующую по морскому дну, где знакомится с жизнью морских обитателей.
- И мы решили сделать семейную выставку, где комфортно и интересно было бы даже совсем маленьким детям, - уточняет куратор выставки Лилия КРИНОВА. - Стало понятно, что даже взрослые могут узнать из них для себя много нового!
Не остаются без внимания астрономические программы музея: школьники изучают метеориты, смотрят в телескопы, моделируют затмения и открывают звёзды. А культурно-образовательный проект «Синематека» возвращает в эпохе черно-белого кино. Ближайшая премьера - драма «Наполеон» 1927 года.
В помощь школе
Задача дома-музея семьи Сухановых - познакомить посетителей с традициями известной во Владивостоке фамилии. Только как рассказать маленьким посетителям о драматичной истории царского чиновника и его сына революционера? Пионеры нынче перевелись.
- Главное в детских программах ожившие образы дома, - объясняет директор дома-музея Жанна СЛАВИНСКАЯ. - К примеру, для самых маленьких мы проводим программу «Кто говорит «тик-так?» Заметили, как много часов хранится музее? Настенные, каминные, напольные. В то время часы могли себе позволить лишь состоятельные люди. Ребята с удовольствием разглядывают редкие экспонаты - таких в современных домах почти не осталось. Кроме того, я рассказываю о том, что в природе существуют «живые» часы - петухи. Так развиваем фантазию, ассоциативное мышление.
Берутся современные дети и за чистописание: им предлагается попробовать что-нибудь изобразить на бумаге с помощью пера и чернил. Берутся за перо с большим удовольствием. Многие мамы и педагоги пытаются потом повторить эту идею в условиях дома, школьного класса. Урок развивает аккуратность, ловкость, воображение. Учат детей составлять родословную, смотреть в телескоп в детском планетарии. Развитие мелкой моторики, привитие хороших манер, рукоделие - время среди экспонатов летит незаметно и с пользой.
Дом-музей путешественника Арсеньева собирает юных книголюбов. В личном кабинете Арсеньева и читаем вслух знаменитые книги об экспедициях исследователя.
- Это дополнительное подспорье к занятиям литературы. - говорит филолог, исследователь наследия, директор музея Арсеньева Юлия ЯРОЦКАЯ. - Она рассчитана на детей начиная с младшего школьного возраста и старше, хотя возрастные рамки условные. Я заметила: в музей приходят дети сообразительные, которым родители уделяют много внимания. Ели перед вами читающий ребёнок, он отличается особым взглядом, это маленький человечек с развитым мышлением.
Идеями знакомства малышей с коренным народом Приморья сотрудники дома-музея перегружены. Можно начать с совы, ведь именно эту птицу удэгейцы наделили волшебными свойствами. В процессе игры детей учат изготавливать красивую совиную маску. На одном из мастер-классов мастерят закладки для книг.
- Который год с успехом проходит представление для детей «Звери, на подиум!», - продолжает Юлия Яроцкая. - Оно придумано студентами Дальневосточной академии искусств под руководством профессора, заслуженного артиста РФ Александра Запорожца. Это своеобразный актёрский мастер-класс для малышей. Студенты исполняют роли зверей, а дети угадывают их, потом сами пробуют повторить. Программа уникальна, она сделана мастером, и от неё дети приходят в восторг. Учит наблюдательности, развивает голос, пластику, воображение. Театральное направление для нас актуально.
Фото Олега БЕЛОВА
КСТАТИ
Для взрослой аудитории в Доме путешественника проходят спектакли, рассказывающие о драматической судьбе Арсеньевых. 22 мая представят спектакль «Ожог от лепестка», сценарий которого написан на основе воспоминаний о музыке, которую любили и исполняли в семье исследователя. Старшеклассников, выпускников школ также ждут.
ЦИФРЫ
4 площадки музей им. Арсеньева имеет во Владивостоке и 5 филиалов в городах и районах края.