Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Примерное время чтения: 11 минут
667

Успеть до декабря. На рынке иномарок в Приморье «выгребли» всё подчистую

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 48. "АиФ-Приморье" №48 26/11/2025
С введением нового утильсбора популярностью начнут пользоваться так называемые
С введением нового утильсбора популярностью начнут пользоваться так называемые "народные" автомобили. / Олег Малышев / АиФ-Приморье

Авторынок Приморья переживает сильнейший стресс на фоне решения о переносе сроков введения новых правил расчёта утилизационного сбора. С повышенной нагрузкой работает логистика и таможня, а в Китае, Южной Корее и в Японии практически не осталось предложений машин мощностью свыше 160 лошадиных сил — российские покупатели буквально смели всё.

Из экосбора в фискальный инструмент

Власти России, пытаясь соблюсти баланс между фискальными интересами и запросами рынка, подарили автолюбителям и импортерам короткую передышку. Перенос новых правил расчета утилизационного сбора на 1 декабря 2025 года спровоцировал в Приморье не просто ажиотаж, а настоящий автопереполох.

Ключевые логистические узлы региона — порты, склады и пропускные пункты — работают на пределе мощностей, пытаясь пропустить беспрецедентный поток машин. Пока одни в авральном режиме стараются «успеть до декабря», аналитики и участники рынка с тревогой вглядываются в будущее, предрекая резкое расслоение автомобильного рынка и фундаментальное изменение потребительских привычек миллионов россиян.

Решение правительства, мотивированное желанием учесть интересы граждан, уже оплативших машины, на практике обернулось масштабным стресс-тестом для всей логистической и таможенной инфраструктуры Дальнего Востока.

Новые правила расчета утилизационного сбора — это не просто очередное повышение ставок. Это фундаментальный пересмотр самой философии этого платежа. Если изначально он задумывался как экологический взнос, обеспечивающий будущую утилизацию автомобиля, то теперь он откровенно трансформируется в мощный регуляторный и фискальный инструмент.

Согласно обновленной методике, размер сбора будет жестко привязан к техническим характеристикам двигателя. Базовая ставка определяется его типом и объемом, а итоговая сумма формируется с применением прогрессивной шкалы, зависящей от мощности. В Минпромторге заявляют, что такой подход делает систему «более гибкой и экономически обоснованной». Однако на практике эта «гибкость» оборачивается многократным увеличением налоговой нагрузки на определённые категории автомобилей.

Ключевое изменение, вокруг которого разгорелся основной ажиотаж, — это фактическая отмена льгот для мощных машин, ввозимых для личного пользования. Льготные коэффициенты сохранятся лишь для скромных автомобилей с мощностью до 160 л.с. Для них сбор останется почти символическим: 3,4 тысячи рублей для новых машин и 5,2 тысячи рублей — для автомобилей возрастом старше трех лет. Всё, что мощнее, автоматически переходит в категорию коммерческих ставок, которые измеряются уже не тысячами, а сотнями тысяч и даже миллионами рублей.

Серьёзный ажиотаж

Рынок, привыкший быстро реагировать на изменения среды, пришел в движение мгновенно. Огромное количество граждан, трейдеров и небольших импортных компаний, осознав, что эра доступных мощных иномарок подходит к концу, бросилось скупать и завозить машины из-за рубежа.

«На рынках Японии и Китая уже практически не осталось машин. Те, кто чего-то ждал, понимают, что сейчас последний шанс купить машину. Все они бросились в компании, которые занимаются привозом машин под заказ. И те серьзно подчистили рынок — в этих странах не осталось почти ничего — россияне раскупили и вывезли буквально всё», — делится наблюдениями продавец автомобилей из Владивостока Александр.

«Автобизнес превратится в сугубо нишевый. На рынке дорогих и премиальных авто нововведение отразится не сильно. Тем, кто заказывает люксовые иномарки за 30 миллионов рублей, повышение утильсбора на 3-5 миллионов станет неприятным, но не критическим моментом. Для них нет большой разницы, заплатить за машину 30 или 35 миллионов. Такие клиенты есть, и выживут как раз такие компании, которые изначально ориентировались на таких покупателей», — говорит руководитель направления премиум-класса одной из владивостокских автомобильных компаний Евгений Алексеев.

Обычным же людям останутся иномарки попроще. Импортных «народных» машин, которых не коснётся повышение, хоть и меньше, но они всё ещё есть.

«Да, многим придётся пересаживаться на менее мощные машины. Toyota Corolla, Toyota Axio или Honda Fit, которые были хитами 15-17 лет назад, снова вернутся в топ продаж. Да, они менее комфортны, зато едут не хуже. Главное, чтобы и на них не подняли сборы», отмечает автодилер из Владивостока Эдуард Корж.

Испытание на прочность

Нынешний ажиотаж привёл к формированию уникальной ситуации на границе. Если раньше многокилометровые очереди из автовозов были хронической проблемой преимущественно на российской стороне, то теперь, по рассказам туристов, они выстроились и по другую сторону границы, в Китае. Логистические цепочки оказались перегружены по всей длине. По данным на 5 ноября, только через МАПП «Пограничный» в Россию за сутки въехало 94 автовоза с 496 автомобилями, при том, что пропускная способность пункта позволяет обрабатывать свыше 500 машин в день.

Таможенные службы региона, предупрежденные о грядущем шторме, заблаговременно перешли на усиленный режим работы. Владивостокская и Уссурийская таможни работают в несколько смен, а для обработки возросшего бума документов и оформления машин привлекаются сотрудники других таможенных постов через систему удаленного доступа.

«Владивостокские таможенники заранее усилили рабочие смены и уверяют, что со стороны таможни задержек со сроком выпуска автомобилей нет», — отмечается в официальных сообщениях. Однако основная проблема сместилась из сферы таможенного администрирования в плоскость логистики и работы частных компаний.

Склады временного хранения (СВХ) в Уссурийске, ключевом хабе для автомобилей, следующих из Китая, загружены практически под завязку. Максимальная загрузка в 98% наблюдается на СВХ ООО «ИНРОСТ». Остальные терминалы также демонстрируют высокую заполненность: «Экспресс-Терминал» — 60%, «Набаз» — 68%, «СЭЛ Логистик» — 85%. Владельцы складов вынуждены вести активную работу по перераспределению транспортных средств на площадки, имеющие свободные мощности.

Ключевым для всех ввозящих стал вопрос сроков. От того, успеют ли они подать документы в таможенный орган до 1 декабря, зависит сумма сбора, исчисляемая гигантской разницей.

«Если машина поступит в порт, и таможенные брокеры успеют подать документы на нее в таможню, где она будет зарегистрирована до 1 декабря, то выпускаться она будет по старым тарифам. Если машина, хоть и поступит в Россию до этой даты, но документы подадут после, то тарифы будут новыми. Вполне реально зарегистрировать машину спустя час или два после её прибытия в порт. Зависит от скорости работы брокера», — пояснила пресс-служба Владивостокской таможни.

Эта неопределенность и создает то самое «давление», заставляя всех участников процесса действовать на пределе скоростей.

Изменения на вторичном рынке

Пока на границе и в портах кипит работа по ввозу новых партий, вторичный рынок Приморья уже переживает собственный бум. В октябре продажи автомобилей с пробегом в регионе выросли на 13% по сравнению с показателями начала года, а число объявлений о продаже резко увеличилось на 35%, превысив 155 тысяч рублей.

Дальневосточники традиционно демонстрируют верность «японцам», которые уверенно удерживают львиную долю рынка — 92%.

В топе популярности — проверенные временем модели: Honda Fit, Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Prius, Subaru Forester и Toyota Harrier. При этом аналитики отмечают любопытный тренд: на фоне общего бума растет интерес и к «немцам» — Mercedes-Benz C и CLA-класса, BMW X5 и X6.

Этот всплеск активности на вторичном рынке — прямое следствие грядущих изменений. Часть покупателей, осознавая, что с 1 декабря мощные подержанные иномарки станут дороже и менее доступны, принимают решение купить такую машину сейчас, пока цены еще не ушли в отрыв. Другие же, напротив, спешат продать свои автомобили, ожидая, что в будущем спрос на них если не упадет, то сместится в более узкую, платёжеспособную нишу.

Какое будущее ждёт авторынок

Чтобы понять масштаб грядущих изменений, достаточно взглянуть на расчеты, обнародованные автомобильным экспертом Дмитрием Роговым. Согласно этим данным, с 1 декабря 2025 года утилизационный сбор для автомобиля с двигателем до двух литров, но мощностью до 187 л.с., составит 750 тысяч рублей, а к 2030 году вырастет до 1,31 миллиона рублей. Для машин с двигателем свыше 3,5 литров тариф с конца 2025 года установят на уровне 3,81 миллиона рублей, а к 2030 году он достигнет умопомрачительных 6,7 миллионов рублей.

Эти цифры означают, что ввоз многих популярных моделей, особенно из Японии, станет экономически нецелесообразным. Речь идет о таких бестселлерах, как Toyota Land Cruiser 200, Lexus LX, большинство мощных внедорожников и спортивных купе. По оценкам экспертов, рост конечной цены для потребителя на такие автомобили может составить 1–2 миллионов рублей и более.

«Повышение утильсбора может привести к резкому разделению рынков новых и подержанных машин. Таким образом, разрыв в ценах может превысить 50 %, а выбор покупателей станет зависеть от их платежеспособности», — прогнозирует аналитик автомобильного портала «Дром» Игорь Олейников.

Фактически, рынок будет расколот на два сегмента: для обеспеченных, которые смогут позволить себе растаможить мощный автомобиль по новым правилам или купить его у официального дилера с уже заложенным в цену сбором, и для всех остальных, чей выбор ограничится машинами малой и средней мощности.

Волна сокращений и неопределённость в бизнесе

За сухими цифрами статистики и очередями на границе скрываются человеческие судьбы и будущее целой отрасли. Многие компании, десятилетиями специализировавшиеся на «сером» и «белом» импорте автомобилей из Азии, стоят на пороге изменений.

В некоторых компаниях уже прошла волна сокращений штата сотрудников. Бизнес, ожидая резкого падения спроса после 1 декабря, начинает оптимизировать издержки. Люди, занятые в логистике, таможенном оформлении, предпродажной подготовке и ремонте ввозимых иномарок, оказываются в зоне риска.

При этом Минпромторг пытается смягчить восприятие реформы, заявляя, что 88% ввозимых автомобилей имеют мощность двигателя до 160 л.с., а потому большинство россиян изменений «не заметят». Однако представители автобизнеса в Приморье подвергают эти данные серьезному сомнению, указывая, что именно мощные и относительно доступные «японцы» составляли основу парка и потребительского спроса в регионе.

До 1 декабря остаются считанные недели. Этот период стал для приморского авторынка временем невероятного напряжения и своеобразной «золотой лихорадки». Логистические цепочки, работающие на износ, пытаются пропустить через себя последние крупные партии «доступных» мощных иномарок. Покупатели на вторичном рынке заключают сделки в& 547 nbsp;надежде успеть закрепить за собой символ определенного статуса и образа жизни.

После этой даты рынок ждет болезненная трансформация. Исчезнет целый сегмент автомобилей, сформируется новая ценовая реальность, а потребительские привычки миллионов дальневосточников будут вынуждены адаптироваться к новым условиям.

Остается открытым главный вопрос: сумеет ли отечественный автопром и официальный дилерский канал заполнить образовавшуюся нишу, или Приморье, как и весь Дальний Восток, столкнется с сокращением предложения и общим удорожанием автомобильной жизни? Ответ на него станет ясен уже в следующем году.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах