Редакция «АиФ - Приморья» поздравила директора «Владивостокского музея автомотостарины» Николая ШУЛЬЖИЦКОГО с Днем автомобилиста и узнала из первых уст о перспективах уникального российского музея и проблемах его развития.
Некуда расти
«АиФ-Приморье»: - С момента основания музея, который считается уникальным собранием российской автомобильной промышленности, прошло 12 лет. Многое изменилось с тех пор?
Н.Ш.: - За последние годы чего-то экстраординарного не происходит. Мы готовим новые экспонаты, пополняем экспозиции, ведем научную и образовательную работу. Музей хорошо известен в России и за ее пределами. Но, как и всем максималистам, нам хотелось бы большего.
«АиФ-Приморье»: - Чего же конкретно?
Н.Ш.: - Речь в первую очередь речь о новых площадях. Причем на нашей музейной территории. Поверьте - почти половина собранных нами образцов до сих пор храниться в сараях и гаражах! То, что представлено на обозрение гостей под открытым небом, а это автомобили времен войны, тоже необходимо убрать под крышу. А для этого нужна пристройка к зданию основной экспозиции. И, безусловно, у нас есть проект. Он продуман до мелочей, но самостоятельно поднять такое строительство мы не в состоянии.
«АиФ-Приморье»: - Неужели такой проект не находит поддержки?
Н.Ш.: - Думаю, что власти недооценивают его значение и познавательную ценность. Мало кому известно, но у нас в последние годы проходят лекции и практика студентов многих вузов Владивостока. И школьники приходят на занятия. Кроме того, музей - важный ресурс туриндустрии. Многие туристы приезжают в приморскую столицу только ради автомузея, зная, что не увидят такого больше нигде.
«АиФ-Приморье»: - А что бюджет может предложить частному музею?
Н.Ш.: - К примеру, создать некий научный центр или МУП. Было бы желание, а варианты найдутся.
«АиФ-Приморье»: - Что за редкие экспонаты скрываются в ваших хранилищах и недоступны для посетителей?
Н.Ш.: - Это 14 старинных мотоциклов и 11 автомобилей. Многие из них практически готовы предстать перед глазами посетителей. Есть среди них и особые экспонаты. Это, в частности, первый японский внедорожник. Или трофейный мотоцикл времен Великой Отечественной. А еще в нашем музее оказался подарок от знаменитого архитектора Валентина АНИКЕЕВА - его мотоцикл «ИЖ». Согласно нашей традиции, вся техника - на ходу.
В стороне от саммита
«АиФ-Приморье»: - Откуда были самые неожиданные посетители?
Н.Ш.: - Не поверите, но нас очень удивили бразильцы. Откопали где-то информацию о нас и явились большой группой. Было необычно принимать земляков великого Пеле. Самой же ценной лично для меня стала встреча с космонавтом Евгением ЛЕОНОВЫМ. Кстати, он подарил музею свою книгу. Был бы не прочь увидеть у себя и президента (смеется). Говорят, в его коллекции - две «Волги». Как у нас.
«АиФ-Приморье»: - Прошедший саммит АТЭС помог музею стать известнее и пополнить кассу?
Н.Ш.: - Нисколько! Музей оказался вне экскурсионных маршрутов. А сделать для нас некий специальный пункт программы организаторы не удосужились. Думаю, многие из столичной элиты даже не слышали о существовании нашего музея.
«АиФ-Приморье»: - Но ведь вашу коллекцию принято считать едва ли не единственной в стране!
Н.Ш.: - Такое собрание машин и мототехники в стране можно сравнить разве что с экспозицией Политехнического музея в Москве. Но там несколько другая направленность. К тому же у нас есть экспонаты, которых нет нигде в мире. Например, «ЭМКА» (ГАЗ-М1) - первый отечественный легковой автомобиль.
Своя жизнь
«АиФ-Приморье»: - Вся техника доставалась вам по-разному. Можете сказать, что у каждого экспоната своя судьба?
Н.Ш.: - Безусловно, своя судьба у каждой машины. О любой старой технике мы собирали все слухи и сплетни. Часто находили их под грудами металлолома, в болотах и кюветах. Теперь они продолжают жить вместе с нами и становятся героями кинолент и участниками исторических парадов. Жизнь продолжается, и они по-прежнему радуют глаз.
«АиФ-Приморье»: - Можете вспомнить самые необычные свои приобретения?
Н.Ш.: - Долго охотился за одним мотоциклом. Когда приехал его забирать, волновался, что хозяин заломит цену. А тот в ответ заявил, что отдаст его только в том случае, если я освобожу его гараж и… заберу еще один. Многие машины пришлось доставать из российского бездорожья. Легендарную «полуторку» 1934 года (ГАЗ-ААА) вытащили из болота на окраине Амгу, куда хозяин ее загнал, начиная стройку дома. Ну а мотоколяску (СМЗ С-3А) Серпуховского завода, такую, как снималась в «Операции «Ы», доставали из-под кучи металлолома. Перетаскали краном ради нее тонн 30! Кстати, потом она открывала Некрасовский путепровод, шла во главе колонны.
«АиФ-Приморье»: - Добровольные помощники у вас еще находятся?
Н.Ш.: - О старых машинах прошлого века звонят довольно часто и готовы просто отдать. Пожилые люди, как правило, бескорыстны.
«АиФ-Приморье»: - Сейчас принято всё мерить деньгами. А во сколько оценивается коллекция вашего музея?
Н.Ш.: - Никогда не занимался такими расчетами. Научное описание мы сделали, а вот о деньгах не думали никогда. За отдельные наши машины нам предлагали миллионы. Но желания что-то продать никогда не возникало. Даже в самые трудные времена мы зарабатывали авторемонтом, но не торговлей.
Марк еще покажет!
«АиФ-Приморье»: - Ваш внук сегодня на слуху у всего российского гоночного сообщества. Правда ли, что организаторы серии до сих пор держат в секрете нюансы его подготовки к январской гонке в Дубае?
Н.Ш.: - Первые серии фильма о гоночной GT-академии уже показали в телеэфире, поэтому, наверное, пришло время снять завесу секретности. Хотя со времени главных событий и решающих гонок прошло 2 месяца. Марик сейчас в Великобритании, тренируется и готовится к гонке (круглосуточная гонка GT-серии в Дубае ежегодно проводиться 1 января). Мы регулярно общаемся по телефону.
«АиФ-Приморье»: - Правда ли что Марк постоянно удивляет инструкторов?
Н.Ш.: - Просто ездит лучше, чем они. Что тут удивительного? Он ведь потомственный автомобилист.
«АиФ-Приморье»: - Что рассказывает внук об условиях и тренировках?
Н.Ш.: - Он живет в гоночном лагере, как скаут, и занятия идут ежедневно. В начале октября у него были короткие каникулы, и дома во Владивостоке он как обычно гонялся на Змеинке. А в остальном нам известно то же, что и другим. Внук стал победителем всероссийского отбора, сильнейшим виртуальным гонщиком из 700 участников проекта, а затем сел за руль и выиграл отбор из 24 гонщиков. Если выиграет отбор и достойно проедет в Дубайе - получит шанс стать профессиональным пилотом.
«АиФ-Приморье»: - Чувствуете собственную причастность к эпохальному событию для приморского автоспорта?
Н.Ш.: - Вместе с отцом Марка мы посадили парня в карт, когда ему было всего 8 лет. За свою карьеру в Приморье он много выигрывал. Если в этом и есть моя заслуга, то она лишь в том, что я приучил своих сыновей к технике, привил любовь к автомобилю. Ну а Марк, уверен, себя еще покажет. По крайней мере, мне не придется краснеть за его результат на трассе.
Досье
Николай Шульжицкий родился в 1935 г. во Владивостоке, окончил ДВВИМУ. Почетный гражданин Владивостока. Создатель историко-технического музея автомотостарины (зарегистрирован в Союзе музеев России 1 января 2002 г.). Музей располагает уникальной коллекцией советской и зарубежной автомототехники 20-х-70-х гг. ХХ века, в которую входит свыше 50 старинных автомобилей и мотоциклов.