Примерное время чтения: 6 минут
110

В булочную доедем? Новые законы повлияют на рынок пассажирских перевозок

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. АиФ-Приморье № 27 05/07/2023
Работать, устроившись в фирму такси легально, – мечта большинства частных извозчиков.
Работать, устроившись в фирму такси легально, – мечта большинства частных извозчиков. / Александр Колегов / Из личного архивa

В России планируют ввести ограничения на работу мигрантов в сфере общественного транспорта. В Приморье в крупных городах большинство таксистов – из стран ближнего зарубежья. Благодаря этому цены на услуги такси здесь ниже, чем в большинстве российских городов. Как принятие законов, регламентирующих сферу миграции, отразится на рынке пассажирских перевозок Приморья и чего следует ждать пассажирам?

Инициативы

Госдума в трёх чтениях приняла закон, касающийся системы оформления водительских прав. С 1 апреля 2024 г. права на управление автомобилем, выданные иностранными государствами, будут признавать недействительными в России по истечении одного года со дня получения вида на жительства или статуса гражданина Российской Федерации. Это коснётся также россиян, которые оформили иностранные права во время длительного нахождения за рубежом.

Исключение – права, выданные в Беларуси и в Киргизии.

Водителям легковых автомобилей, согласно законопроекту, придётся только сдать экзамен на знание правил дорожного движения. Это касается и прав на управление грузовым транспортом и автобусами.

А автомобилисты, наказанные за вождение в нетрезвом виде и без прав, не смогут сдавать на водительские права и получать их до истечения срока административного наказания. Но это только то, что касается просто водителей.

А вот водителям коммерческого транспорта придётся дополнительно учиться в автошколах. Для служб такси законотворцы предусматривают отдельную группу новшеств.

В первом чтении принят законопроект, который предполагает введение штрафов за передачу заказов водителям, которые не имеют права осуществлять перевозки, если не имеют официальной лицензии. Это право даёт в том числе соответствующая лицензия, которая выдаётся при наличии полиса ОСАГО и полиса ОСГОП (обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков). Их наличие должно повышать безопасность пассажирских перевозок для клиентов. Требуется также договор страхования со страховой компанией на каждое транспортное средство, используемое как такси. А сведения о транспортном средстве должны быть внесены в Реестр легковых такси.

Есть также несколько косметических требований, вроде обязательной маркировки автомобилей и выставления на видное место информации о водителе.

Воздействие

Каждая из инициатив отразится на рынке и деятельности отдельно взятого таксиста посвоему.

Замена иностранных прав легально проживающими в России переселенцами из ближнего зарубежья, уже получившими гражданство, займёт как минимум месяц – полтора. Предусмотрительные пройдут обучение и подкопят денег на облегчение получения прав заранее. Но нелегалы, вероятно, уйдут с официального рынка в серую зону, и на улицах появятся уже подзабытые «бомбилы».

Фирмы такси могут обнаружить, что не весь личный состав соответствует требованиям наличия лицензии и, вероятно, потеряют часть штата. Недополученные прибыли попытаются компенсировать ценой за проезд.

Наличие страховки ОСАГО или ОСГОП для получения лицензии – дело не дешёвое. Их цена в зависимости от региона колеблется от десятков до сотен тысяч рублей. Вынуть из кармана такие суммы в любой момент способен не каждый водитель. Поэтому хотя бы какое-то время, пока не подкопятся деньги, будут ездить без них, то есть не совсем законно. А ещё требование страховать транспортное средство открывает новую нишу для страховщиков, которые не преминут взять побольше.

Внесение в реестры и прочие бюрократические списки тоже может занимать время, в ходе которого заработать на хлеб, вероятно, не получится.

Последствия

«Российские права – это даже хорошо. Когда я получу гражданство, сразу пойду учиться и получать, – рассказал водитель такси таджик Акмалджон. – Тогда я смогу работать, как сейчас это делают официальные таксисты»

Акмалджон объяснил: официально устроенные в фирмы такси водители, имеющие на бортах автомобилей символику фирмы, имеют серьёзное преимущество перед такими, как он. Главное в том, что он просто получает заявку на местонахождение клиента. А маршрут и стоимость ему становятся известны в последний момент. В фирме он сможет выбирать те заказы, которые ему лично выгоднее.

Это удобство для водителей, надо отметить, оборачивается неудобствами для пассажиров. В том числе и в том, что ехать в отдалённые районы или по разбитым улицам мало кому интересно, поэтому водители, зная обстоятельства заказа, его просто не берут. Так что клиенту приходится ждать машину дольше обычного или искать другие способы попасть в место назначения.

Законотворческие изыски способны произвести в сфере пассажирских автоперевозок эффект хорошего фугаса.

«Я сейчас вас отвезу и, наверное, встану где-нибудь на обочине у пит-стопа на часок, – поделился планами русский таксист Виктор. – Уже почти пять вечера, сейчас все поедут, пробки соберутся, а мне стоять на дороге не хочется»

Виктор может включить систему связи с агрегатором, а может выключить. Его не очень волнуют баллы. Его волнует, сколько времени он потратит на довоз очередного клиента по пробкам и сколько бензина при этом сожжёт. Хотя, казалось бы, во время дефицита водителей, пока они в пробках, расценки в компании повышаются в 1,5- 2 раза.

Если все инициативы законодателей будут приняты в том виде, как планируется, с легального рынка такси уйдут в никуда, хотя более вероятно, что в серый бизнес, подавляющее большинство водителей. Во-первых, потому, что бизнес не такой уж выгодный, как кажется отдающим свои деньги клиентам. Во-вторых, потому, что большинство водителей подались в извоз не от хорошей жизни. Такси – ниша в том числе для тех, кто имеет автомобиль, но не имеет другого способа зарабатывать на жизнь. Засилье в ней мигрантов и всевозможных переселенцев закономерно: в другие отрасли экономики без знания языка и легального положения встроиться труднее. Даже на стройке нужен какой-никакой опыт. А тут инструмент можно просто арендовать, а работать легально, просто оформив самозанятость и скачав приложение на телефон. При этом работодателя ни разу не увидеть в глаза и никаких документов с ним не подписать.

«Почти все русские водители уйдут потому, что будет не выгодно работать. А если мигрантам работать запретят или осложнят работу, на дорогах не останется никого, – объяснил водитель такси самозанятый армянин Артур. – Заказ от проспекта 100-летия Владивостока на Нерчинскую мне система иногда выдаёт даже за 180 рублей. Из них агрегатор Яндекс при получении расчёта списывает с моего счёта рублей 60. Потом налоговая посчитает мой доход – все 180. До клиента нужно доехать, его везти, я трачу топливо. Это 5-6 рублей за километр. Ещё нужно обслуживать машину – чинить, менять резину и масло. Да, не прямо сейчас, но на это деньги надо накопить. Кто говорит, что я много зарабатываю?»

Все обсуждаемые законопроекты разрабатывались несколько лет назад. Но летом 2023 года руки у законодателей дошли до них практически одновременно. Экспертное и профессиональное сообщества, прикинув кумулятивный эффект от всей пачки проектов, серьёзно заволновались. Законотворческие изыски способны произвести в сфере пассажирских автоперевозок эффект хорошего фугаса.

И депутаты внесли ещё один законопроект. С учётом того, что предыдущие разрабатывались в других экономических условиях, с их окончательным введением, кажется, решено повременить примерно до 2024 -2025 годов.

В качестве выхода во всех вариантах называется рост тарифов на перевозки.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах