Примерное время чтения: 9 минут
320

Художник Вадим Быков: «Не знаю, куда мы придём с такой культурой!»

Художник Вадим Быков.
Художник Вадим Быков. / Фёдор Устюгов / АиФ

К Приморью художник Вадим Быков прикипел сердцем. Главная тема его картин уже долгие годы - неповторимая природа края. Звания не коллекционирует. Благодарность министра Культуры России «За большой вклад...» скромно прячется среди работ в мастерской. Зато о рыбалке, о сплавах говорит с удовольствием. Как живут сегодня романтики холста и красок в совсем не романтическую эпоху рынка?

Картины художника Быкова. Фото: АиФ / Фёдор Устюгов

- Да всё по-прежнему, - улыбается Вадим Быков. - Если вспомнить советское время, то ого-го! Для художников моего поколения это был расцвет, ренессанс. Государство уделяло культуре большое внимание. Была налажена система, помогавшая художникам зарабатывать, профессионально расти. Дома творчества, придирчивый отбор картин на выставки, сейчас-то принимают всё подряд. Непросто, конечно, но привыкаем к рынку. Хотя не думаю, что моё поколение сможет переделать себя окончательно. Другие понятия о качестве картин, об отношении к своему труду. Сейчас талантливых молодых художников и не разглядишь на горизонте. Таких, чтобы ярко проявили себя. Те, что на виду, рисовать нормально не могут, писать не умеют. Поверхностно, как во всём сейчас в стране.

Бал сатаны

- Культура - в состоянии нестояния?

- Впечатление гнетущее. Мы далеки от гламурной столичной жизни. А то, что видим по телевидению, больше - галиматья, самолюбование. Непонятно, откуда растущие «рейтинги» и «влияние». Бал сатаны, одни и те же лица, ничего свежего. С образованием та же картина. Итог - неграмотная молодёжь, вместо слов - маты. Они ничего не знают о художниках, музыкантах, литературе. Им это не нужно. Не знаю, куда мы придём с такой культурой.

- Позвольте не согласиться. Во Владивостоке в последние годы много событий происходит. И артисты достойные приезжают, и выставки привозят. Не только попсу по дешёвке. Скульптуры появляются, которые греют душу. Не замечаете?

- Только кусочки по телевизору, да ещё в газете что-то прочитаешь. Да, отмечаю: смотри, какой Владивосток стал, ничего себе они там ожили! Жизнь кипит. В Находке я этого не вижу. Может, мало по городу хожу, но мне кажется, глубоко мы в этом плане отстали. Трудно сказать, художники - народ замкнутый, всё больше по мастерским сидят...

Такой видит приморскую природу художник Быков. Фото: АиФ / Фёдор Устоюгов

- Раньше не давали сидеть, вовлекали в общественную жизнь...

- Тогда и творческих командировок было больше, и выставок. Всё - как-то прозрачнее, честнее. Сейчас предлагают, например, давайте расскажем про вас в журнале по искусству, а вы нам за это - три картины. Я категорически против. Многие удивляются: рынок ведь, реклама! Да какая это реклама - продавать себя за свои картины? А что до значимости - время рассудит, оно рекламе не подвластно.

- Что, полный духовный дефолт?

- Нет, конечно! Может, я сильно давешний, но я искренне верю в силу нашего народа. Революционная пена стряхнётся, всё встанет на свои места. Обязательно придут люди, которые желают добра и процветания России. У России большое будущее, несмотря на сегодняшние трудности и перекосы. Не только негатив есть, приходилось встречаться с хорошими, умными людьми. И молодыми тоже, которые болеют за свою страну, край. Не надо огульно рассуждать, что все «сидят на стакане», такого нет.Нужно время, чтобы как-то отойти, уже от перемен остываем. Приходит понимание, что вытянуть себя может только сама страна, никто помогать не будет.

Вечерний пейзаж. Фото: АиФ / Фёдор Устюгов

- И кабак не свят для народа, как в песне Высоцкого, и у церкви как-то не получается. Что не так, ребята?

- Тема церкви сложная, не хотел бы обижать чувства верующих, но... Какую она сейчас духовность несёт? Кто-то верит - и слава богу. Если человек нашёл в этом что-то для себя, свой путь, это здорово. Я пытался осмыслить, вроде всё правильно, но не проникся до конца. Предрасположенности такой нет или слишком реалистично мыслю. Cопоставляю многие вещи, вижу, натяжка есть в этих делах церковных. Закрывать глаза на это? Разве что не задумываться... Таёжные перекаты

- У художника свой богатый внутренний мир, масса впечатлений. Каким боком тут зимняя 
рыбалка, сплавы? Это же сидеть на льду в мороз, экстрим на горной речке!

- Любое творчество - стресс, постоянно надо держать себя в эмоциональном накале, иначе ничего не получится. Работать равнодушно, с постной миной - не для меня. И нужно какое-то отвлечение, внутреннее равновесие очень важно. Да и новости постоянно: тут взорвалось, там разбилось! По подъезду идёшь - объявление: заплатите за то-то, или воду отключат. Уйдёшь на рыбалку, сядешь с удочкой - прелесть! Никакой тебе ракеты «Протон», про которую каждые пять минут жужжат. Ещё телефон выключишь, если наглости хватит, - хорошо! А порой и подспорье неплохое: бывает, три-четыре месяца ничего не покупают, поймаешь свежей рыбки, пожаришь или ушицы сваришь - с удовольствием!

Зимняя тайга. Фото: АиФ / Фёдор Устюгов

- Вы много где в Приморье бывали. Что на сердце легло?

- Моя любимая река - Арму. Дорог вдоль неё нет. Можно заехать только в верховье и вниз на лодке, до Медвежьего Кута, где первая колея проложена. Остальное пространство - 150 км - чистая тайга. Нет мусора, не вырублены деревья. Я там встречал кедры, которым по 300-400 лет. Настолько первозданная природа! Был и на Камчатке, и на Сахалине, Чукотку всю облазил, по западу России много поездил, но такого не встречал. Сойдёшь с лодки, нырнёшь в настоящую тайгу - непередаваемые ощущения. Здесь и люди меняются. Семь сплавов прошёл. Выезжаем от Находки - ещё дела тянут, чем ближе к речке, тем больше настрой иной, проблемы отступают, становятся какими-то несущественными.

- Экологический туризм - толковая идея?

- На Арму туристическую зону делают. С нас уже брали плату, 600 рублей с человека. Поставили сарайчик, штырь под котелок повесили. Деньги собирают аккуратно, посты 
стоят по реке. Может, накопят, что-то действительно оборудуют «на уровне»? Посмотрим... 

Вечная тема - женщина и природа. Фото: АиФ / Фёдор Устюгов

Но массовое проникновение людей в заповедные места ничего хорошего не сулит. Как ни организовывай, какие тропы ни прокладывай, всё равно кто-то окурок бросит, бумажку, а то и дерево срубит. Неосторожный костёр лес подожжёт. Я против. Лучше объявить заповедником и ничего не трогать. Там ведь и зверья много - кабаны, медведи. Лоси вечером к реке выходят.

- Но в Америке и Корее получилось ведь!

- Там менталитет другой. Наши 20 лет бескультурья такую рану нанесли, долго залечивать.

Ступени

- Кого бы вы назвали своими главными учителями?

- Жизнь, я у неё учился. Если у человека есть цель, он её достигнет. И людей, которые помогали многое понять, было немало. Но человека, который мог бы тебя наставить, поправить, рядом не было. Да и ни у кого, наверное, такого нет. А началось всё с Фернана Гибаевича Зинатулина. Он преподавателем был у нас в художественном училище. Живёт во Владивостоке. Мы с ним в хороших отношениях, перезваниваемся до сих пор. Ещё в Приморье - Кирилл Иванович Шебеко, очень хороший художник. Обидно, что в последнее время к его творчеству проявляют мало внимания. Иван Васильевич Рыбачук - это он посадил меня на пароход, отправил на Чукотку: езжай, рисуй, что ты сидишь в порту Восточном? Перечислять московских художников, которые чему-то меня научили, - долгая песня, но я им всем благодарен. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах