Причудливый рельеф сопок на фоне бескрайнего моря, шапки из седых ускользающих туманов, причудливые кварталы Миллионки… Владивосток и его окрестности нередко превращаются в настоящую съёмочную площадку, а местные жители - в актёров большого кино.
Топ-5 самых ярких фильмов в канун празднования Дня российского кино выбрал Юрий Гончаров, программный директор Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого».
«Пароль не нужен»
(СССР, 1967)
Режиссер: Борис Григорьев.
Сценарист: Юлиан Семёнов.
В ролях: Николай Губенко, Родион Нахапетов, Василий Лановой, Михаил Глузский. В одном из эпизодов снялся Ефим Звеняцкий, худрук театра имени Горького.
Фильм рассказывает о молодости разведчика Максима ИсаеваА. Во время съёмок картины Миллионку украсили вывесками с «ятями», китайскими и японскими иероглифами, Ленинскую переименовали в Светланскую, а гостиница «Челюскин» вновь превратилась в отель «Версаль». Для съёмок требовалось много японцев и китайцев. В советском Владивостоке их отыскалось ровно два - грузчик в фирменном винном магазине напротив гостиницы «Челюскин» и электрик в трамвайном депо. Статистов с характерной восточной внешностью нашли в воинских частях и подразделениях флота, среди призывников из Киргизии и Казахстана.
В 1968 году фильм получил премию «За лучшую мужскую роль» (актёры Губенко и Нахапетов) на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.
«Внимание, цунами!»
(СССР, 1969)
Режиссер: Георгий Юнгвальд-Хилькевич.
В ролях: Георгий Юматов, Валентин Зубков, Юрий Боголюбов. В картине снимались жители Владивостока, матросы, старшины и офицеры Тихоокеанского флота.
Сюжет повествует о героизме моряков, несущих службу на отдалённом посту в Тихом океане. Однажды на остров обрушивается цунами. Гигантская волна разрушает бункер. Моряки обязаны предупредить большую землю о надвигающейся стихии. «Внимание цунами» - один из первых советских фильмов-катастроф.
Специально для фильма две песни написал Владимир Высоцкий. Это «Долго же шёл ты, в конверте листок…» и «Цунами» (в фильм, увы, не вошла).
«Поговорим, брат»
(СССР, 1978)
Режиссер: Юрий Чулюкин.
Композитор: Александр Градский.
В ролях: Юрий Григорьев, Николай Мерзликин, Александр Пороховщиков.
Гражданская война, партизаны, белогвардейцы… Всё смешалось в революционной картине Юрия Чулкова. Приключения, шпионский детектив и как можно больше любви. Главные герои - умудрённый опытом коммунист, молодой большевик и медсестра - попадают в любовный треугольник. Вопреки логике, девушка отдаёт своё сердце старшему.
Часть фильма снималась на Шаморе и в её окрестностях.
«Замри - умри - воскресни»
(СССР, 1990)
Режиссер: Виталий Каневский.
В ролях: Динара Друкарова, Павел Назаров, Елена Попова, Валерий Ивченко.
Местом действия становится небольшой приморский шахтёрский городок Сучаны. Он похож на трудовой лагерь, где большинство трудятся с единственной целью - добыть как можно больше «чёрного золота». Перед зрителем предстают десятки калек и преступников, потерявших надежду на светлое будущее. Главные герои - подростки, которым предстоит пройти далеко не безоблачный жизненный путь. Пронзительная и щемящая автобиография режиссёра Каневского, снявшего фильм о своём детстве, проведённом в Партизанске и Владивостоке.
Фильм получил приз европейской киноакадемии «Феликс» и специальный приз фестиваля в Канне. в 1990 г. Фестивальную публику впечатлил имидж его создателя - кепка, тельняшка, шальной прищур. Именно таким представляли себе в Каннах настоящего русского режиссера.
«Сказка про темноту»
(Россия, 2009)
Режиссёр: Николай Хомерики.
В главных ролях: Алиса Хазанова, Борис Каморзин, Лариса Белоброва, Александр Долуда. В картине снимались жители Владивостока.
История, рассказанная в этом чильме, трагична и лирична одновременно. Героиня по имени Ангелина живёт в огромном портовом городе русского Дальнего Востока. Она работает с трудными детьми, находя в этом утешение от одиночества. Кому-то героиня Хазановой кажется «старой дурой», а кому-то - «святой». По словам режиссёра Николая Хомерики, этот фильм - это его «попытка взглянуть на мир женскими глазами».
Фильм был участником программы «Особый взгляд» 62-го Каннского международного кинофестиваля в 2009 году и был отмечен на «Кинотавре», взяв «Приз за лучшую мужскую роль». Его обладателем стал Борис Каморзин.