Старший тренер Владимир Маслов работает с морскими животными в Приморском океанариуме уже 15 лет. Последние два года тренирует морского котика и, пожалуй, самого известного обитателя научного и развлекательного комплекса – моржа Мишу. В разговоре он откровенно рассказал о привычках своего питомца, особенностях свой профессии и вспомнил интересные случаи.
Пришёл в профессию случайно
– Владимир, как вообще становятся тренерами морских млекопитающих. На это где-то учат?
– Выбор профессии ко мне пришёл ещё в студенчестве. Вообще я учился на биологическом факультете нашего университета. Специализация называлась «почвоведение». А работать планировал с кошачьими в заповеднике, который сейчас называется «Земля леопарда», а раньше был «Кедровая Падь».
Всё изменилось в 2010 году. К нам на занятия пришёл бывший директор океанариума. Он только-только начинал строиться, но уже были видны его перспективы и масштаб. Предложил студентам попробовать себя в новом учреждении. Я как раз учился на пятом курсе, надо было определяться. Вот и решил попробовать. И 15 лет работаю.
Мне повезло, потому что мне сразу предложили работать с морскими котами. Получается, вместо леопардов в моей жизни появились другие коты.
– Одного желания, наверное, всё-таки мало. Где учат тренировать белух, моржей и дельфинов?
– Нет специальных школ и институтов по этому профилю. Как правило, секреты мастерства передаются от тренера к тренеру. Плюс есть специальная литература.
Когда я пришёл в океанариум, нас обучал тренер, который до этого тренировал морских животных на военном объекте на базе в бухте Витязь. Он работал с морскими львами и белухами. Позже нас отправляли за границу и в дельфинарии в России, где мы знакомились с секретами профессии на практике.
– Довольны своей работой?
– О выборе профессии я нисколько не жалею. Это, можно сказать, работа мечты. Тут нет рутины. Каждый день у животных разное настроение. А я постоянно ищу что-то новое, меняю тренировочный процесс, ищу «фишки». Творческий подход нужен. Мне это близко, так как сам хочу постоянно что-то изобретать.
– Получается, тренером морских млекопитающих может стать любой?
– Именно. Главное, чтобы он любил работать с животными и проявлял искренний интерес к этому.
На одной волне
– С какими животными вы работали в качестве тренера?
– За 15 лет работы в океанариуме у меня были и дельфины, и белухи, и котики, и морские львы. Последние два года работаю с моржом Мишей.
Мало кто знает, что Миша у нас – найдёныш, сирота. Прибыл он к нам с Чукотки. Его мама погибла. Возможно, она стала добычей малочисленных народов, у которых есть квоты на моржей. Как бы там ни было, шансов выжить в природе в одиночку у Миши не было. Когда он попал к нам, ему было чуть более года. И, как видите, прижился. Обрёл здесь свой дом.
Кстати, сивуч Айк в нашем океанариуме – тоже найдёныш. На лежбище к нему не вернулась мама. Ему тогда было несколько месяцев, ещё молоко пил. Хорошо, что Айка вовремя нашли и направили к нам.
– Какой характер у Миши?
– В отличие от других морских млекопитающих Миша очень любит тренировки, хочет изучать что-то новое. Я чувствую, что мы с ним похожи в этом. На одной волне находимся.
Во-вторых, моржи сами по себе социальные животные. Им необходимо общение. И Миша любит общаться. Приходишь к нему в вольер – он всегда рад тебя видеть. Подходит к тебе, ласкается.
Больше скажу. Когда к Мише заходят технические работники, например, проверить сантехнику, он не понимает, почему с ним не общаются. Не играют. Морж смотрит на них с недоумением. В этот момент он любит «взбодрить» гостей. Поливает их фонтаном. Моя задача в этот момент – держать Мишу.
А вообще Миша очень добрый. Недаром он стал любимцем публики. Покорил всех посетителей своей непосредственностью и искренностью.
– Были с ним интересные случаи в вашей практике?
– Вообще все морские животные очень любят покушать. При этом постоянно норовят стащить рыбу. А Миша может превратить даже это в некое особенное представление.
Как-то раз я хотел устроить своему подопечному праздник. Принёс ему еду не в ведре, а на подносе. Что вы думаете? Миша у меня этот поднос из рук выбил, нырнул с ним в бассейн.
Он с этим предметом давай играть. Плавал с ним, накрывал себя. Показывал нам трюки. В общем, шкодил. Потом мы с водолазами еле-еле забрали поднос у Миши. Всё-таки такие игры не безопасны.