Вот уже многие годы люди спорят о том, сможет ли кино заменить театр или с этой задачей ему не справиться. Герой нашего интервью точно знает ответ на этот вопрос. Галина Островская, единственный театральный критик Приморского края, рассказала о жизни провинциального театра и запросах современной публики.
Провинциальные мифы
Светлана Храновская: - Недавно вы ездили в уссурийский театр драмы. Как себя чувствует «провинция в провинции»?
Галина Островская: - За уссурийским театром им. Комиссаржевской я слежу в течение нескольких десятков лет. Помню его в разные периоды. Было время, когда труппа состояла лишь из восьми человек. Это смешно для профессионального театра - поставить что-то достойное в такой ситуации ну просто невозможно.
А несколько лет назад в театр пришёл молодой амбициозный руководитель Игорь Селезнёв. И ситуация сразу стала меняться. Я езжу к ним каждый год, смотрю по три-четыре спектакля и устраиваю с труппой обсуждение. Если ещё несколько лет назад я ночь не спала перед встречей с коллективом, не знала, что мне говорить, то сегодня я не могу нарадоваться тому, что вижу. У артистов начали гореть глаза - они поверили в себя.
- На какие чудеса способны вдохновленные люди?
- Без поддержки подниматься на другой уровень, практически воспарять на реальностью и бытом. Представьте себе, театры есть нескольких уровней: государственного, краевого и городского подчинения. Понятно, что от того, под чьим крылом ты находишься, зависит твоё финансовое положение, от которого, в свою очередь, зависит многое. И вдруг театр городского подчинения закрывает сезон спектаклем по моей любимой пьесе «Ревизор», а новый открывает «Маскарадом». Две сложнейшие для постановки пьесы русского репертуара. Мало того, что это классика, так «Маскарад» - это ещё и стихотворная форма! К тому же обе пьесы «многонаселённые». Это действительно высокий уровень, на класс выше обычного городского.
- Конечно, великих открытий там сделано не было, но обе работы очень достойные. Есть неплохие актёрские роли. В общем, впечатления от увиденного у меня положительные.
- Выходит, мнение о том, что провинциальные театры ни на что не годны - миф?
- Абсолютный. Начнём с того, что сегодня в тот же уссурийский театр на премьеру практически невозможно попасть. В этом городе стало модно ходить в театр. Этому способствует и поддержка со стороны руководства города. Ведь давно известно, что если губернатор любит футбол, то в городе будет хорошая футбольная команда. С театром всё то же самое.
- Провинциальные актёры уступают по мастерству столичным?
- На самом деле большинство столичных актёров - люди из провинции. Тот же Смоктуновский или Броневой. Этот список можно продолжать бесконечно. Просто в той же Москве или Санкт-Петербурге возможностей больше. И когда в провинции рождаются удачные актёры, театры из крупных городов быстренько переманивают их к себе.
«В 90-е интерес упал ко всему…»
- Почему зачастую люди не ходят в театр в своем городе, а в чужом обязательно туда идут?
- Вы думаете, что именно для того, что увидеть столичных актеров на сцене, а не в антрепризе, наши земляки обязательно посещают театры в Москве?
- Есть, конечно, и такие. Но есть и те, в ком говорит просто пережиток прошлого. В советское время было как: отправляясь в Москву, человек ставил перед собой несколько задач, не выполнив которые можно было даже не возвращаться. Тебе нужно было обязательно посетить мавзолей, Третьяковскую галерею, ВДНХ, побывать на Красной площади и сходить во МХАТ либо в Малый театр. Причём человек, вероятнее всего, не отличал первый от второго. Шли, чтобы отметиться.
- Как вы думаете, за последние полвека уменьшился интерес к театру?
- Не думаю, что интерес к театру уменьшился. Профессиональный театр существует уже 300 лет, и всё это время люди говорят одно и то же. Что так плохо, как сейчас, с драматургией никогда не было. И что падает интерес к театру. На самом деле интерес к театру падал только во времена перестройки. Но тогда он упал вообще ко всему. Во-первых, задерживали зарплату, а во-вторых, в стране был жуткий бандитизм. И возвращаться домой в десять вечера было просто опасно. Тогда-то люди вообще перестали куда-либо ходить. Время шло, жизнь наладилась, и человек снова пошёл в театр.
- А насколько сегодня интересен театр молодому поколению?
- Это вопрос достаточно сложный. Ведь наше молодое поколение воспитано в окружении гаджетов и компьютерных технологий. А театр в плане технологичности консервативен. Поэтому здесь возникают сложности в поиске общего языка.
- И он имел успех. Но ведь случаются постановки, вполне форматные, но на которые никто не ходит.
- Да, зритель - не дурак. Он не пойдёт на плохую работу. Но когда спектакль ставят, никто же не думает, что получится плохо. И бывают спектакли, которые очень быстро уходят со сцены. И такие, очень неудачные спектакли, снимают после трёх-четырёх показов.
Не так-то просто убрать спектакль. Ведь одна постановка - это большие затраты. Как финансовые, так и человеческие. Нужно создать декорации, костюмы, выучить и отрепетировать роли… Это тяжело даже с моральной точки зрения. Спектакль - живой организм. Какой-то проживёт долго, а какой-то быстро угаснет.
«Зритель - не дурак»
- Для кого сегодня живет театр? И можно ли его сделать, условно говоря, «народным»?
- Все мы находимся в разных социальных слоях, имеем разное образование и уровень культуры. Поэтому в театре должны быть как спектакли для думающего зрителя, так и для того, кто пришёл отдохнуть и развлечься. Должна быть «Поминальная молитва» и должна быть «Парижская жизнь». Может быть, тогда театралов станет больше.
- А, может быть, в каждом человеке заложена тяга к искусству, просто её нужно вовремя разбудить?
- Нет, вряд ли. Если человек прожил всю жизнь в деревне, откуда у него будет тяга к театру? Ему интересен телевизор и сериалы.
- Тогда для чего наших школьников водят в театр целыми классами?
- Вот этого не знаю. Давно доказано, что в театр нельзя пускать коллективы. И здесь неважно, какого люди возраста. В каждом коллективе есть свои проблемы. И, приходя в театр, они не забывают о них, а продолжают выяснять свои внутренние отношения.
- Какие спектакли вы бы посоветовали посмотреть владивостокскому зрителю?
- Первый спектакль, который я советую всем, - «Поминальная молитва». Но есть, конечно, много других. Например, «TOVARICH», «К звёздам», «Капитанская дочка». А если говорить о детских, то у нас много замечательных спектаклей в Театре кукол. Ребёнка «зацепить» достаточно просто. Поэтому если и прививать человеку интерес к театру, то делать это нужно с малых лет. Это единственный «живой» вид искусства. Ты смотришь, как в эту минуту этот артист играет для тебя. И сходить в театр нужно хотя бы ради этого.
Досье
Галина Островская. Родилась в Красноярске театральной семье: мама - актриса, папа - режиссёр. Окончила филфак и начала работать на телевидении. Тогда же занялась и театральной критикой. До недавнего времени была профессором ДВФУ. Сейчас преподаёт в Академии искусств и является членом союза театральных деятелей.