Сейчас этот храм культуры называется «Театром молодежи» - сказываются веяния времени. ТЮЗом он был в далеком 1946 году, когда открывался, и с этим названием благополучно проработал до перестройки. Затем стал камерным театром. Но обо всем по порядку.
Вообще театр для детей и юношества был создан во Владивостоке в 1930 г., но через 11 лет его закрыли. Решение исполкома Краевого Совета депутатов было жестким: «ввиду отсутствия какой-либо возможности предоставить помещения для производственных нужд ТЮЗа, а также учитывая, что без помещений театр срывает выполнение производственной программы и создает огромные убытки, считать деятельность ТЮЗа с 15.03 .41 года законченной…». Через год после войны все тот же исполком издает решение об организации Приморского краевого ТЮЗа. Больше театр не закрывался.
«АиФ - Приморье» вспомнил шесть интересных фактов из жизни ТЮЗа.
Выстрел в зал
Много постановок театра пытались закрыть. На каждой сдаче спектакля присутствовал расширенный художественный совет, в состав которого обязательно входили партийные работники. Придирались к любой мелочи. Правда, постановку «А зори здесь тихие» чуть не закрыли по другой причине. В спектакле есть сцена, когда зенитчицы стреляют по летящим фашистским бомбардировщикам.
- Мы были развернуты лицом к зрительному залу, - вспоминает заслуженная артистка РФ Екатерина СЕРЕБРЯНСКАЯ. - У каждой в руке - фонарь, имитирующий прожектор. И вот когда актриса, играющая Кирьянову, произносит свой текст: «по фашистской сволочи - ОГОНЬ!», то лучом выхватывает ряд кресел, на которых сидят начальник управления культуры, партийные функционеры, руководители предприятий. Это сейчас смешно, а тогда спектакль едва не запретили!
Есть лишний билетик?
Два года театром юного зрителя руководил Юрий КОТОВ (1975-76 гг.), за это время он поставил восемь новых спектаклей. Это был настоящий «звездный час» ТЮЗа, очередь за билетами стояла от касс театра и до подземного перехода. На «Трехгрошовую оперу» было просто не попасть, не помогали ни знакомства, ни бронь. В этом масштабном спектакле был занят весь коллектив, а в зале собирался весь бомонд. Также с блеском театр гастролировал по стране. В Новосибирске во время месячника артисты отыграли 100 спектаклей. На творчество дальневосточников приезжал посмотреть даже главный режиссер Ленинградского ТЮЗа Зиновий КОРОГОДСКИЙ.
Рекорды и без Гиннеса
В 1988 году, когда директором театра был Борис МЕЗДРИЧ (возглавляющий сейчас академический театр оперы и балета в Новосибирске), была организована глобальная поездка на гастроли в Киргизию. В город Фрунзе. Чтобы доставить все декорации, пришлось заказать восемь (!) 40-футовых контейнеров. После Фруннзе два контейнера с декорациями к спектаклю «Ювенильное море» отправились в Москву на фестиваль, остальные вернулись домой.
- Декорации тогда делал культовый петербургский художник Валериус, - вспоминает худрук театра молодежи Виктор ГАЛКИН. - Заказанный им для декорации круг стоил 10 тыс. рублей (на эти деньги в 1987 году можно было купить два автомобиля «Жигули»). Выполнен он был из дюралюминия. Заказывать пришлось в ТИНРО, колеса к нему были доставлены из Московского метрополитена - их главным достоинством стало отсутствие шума. Этот круг вращали два человека, а стоять на нем могли одновременно 10 артистов и декорации.
Человек и легенда
Однажды художественный руководитель камерного театра Леонид АНИСИМОВ удивил всю труппу, объявив, что будет ставить пьесу по книге Николая РЕРИХА «Милосердие». Артисты признаются, что когда читали сценарий, ничего не поняли. Но когда пьеса зазвучала на сцене - это был триумф. Публика рукоплескала, люди приходили вновь, и вновь на эту постановку. Причем, как отмечали билетеры, большей частью это были представители старшего поколения.
После этого в театре долго шутили, что Леонид Иванович может поставить хоть телефонный справочник. Потому что настоящий художник, а не просто режиссер.
Талант Анисимова проявлялся во всем. Последний ремонт, который проходил в театре, тоже был при нем. Шел 1982 год, работы строителями затягивались. И Леонид Иванович распорядился поставить в зрительном зале лавки и открыл очередной сезон «Ревизором». Публика приняла это за эпатаж, но всем понравилось. Впрочем, нет, недремлющее око цензора резало репертуар театра по живому. Было запрещено много вечерних спектаклей, партия требовала делать больше пьес по школьной программе и включать в репертуар произведения соцреализма. Запретили даже спектакль по книге Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна», а уже шли репетиции с Сергеем КРАШЕНИННИКОВЫМ и Ириной САФОНОВОЙ в главных ролях. Кстати, сейчас этот спектакль вернулся на подмостки театра и тепло принимается публикой.
Перестройка - это фактор
В 90-е годы Виктор Дукакович Галкин работал и актером, и директором театра. Годы были лихие: то кого-то расстреляют, то вообще - взорвут. В тот день, когда спонсоры пришли для переговоров, он их встречал в гриме и костюме. Вначале встреча проходила чинно-благородно. На столе кофе, в руках - документы. Внезапно распахивается дверь и вошедший актер говорит:
- Дукавович, через несколько минут будет захват корабля, мы тебя все ждем.
- Хорошо, сейчас буду.
Гости переглянулись. Тут дверь снова открывается, и актер добавляет:
- Да, пистолеты не забудь взять с собой!
После этих слов спонсоры встали и ушли. Больше их в театре не видели никогда. А диалог был вполне мирным - в тот день Виктор Галкин играл пирата в пьесе «Одиссея капитана Блада». И подошло время его выхода на сцену - играли мизансцену взятия пиратами судна на абордаж.
Всё в те же 90-е на вечерних сеансах студенты иногда падали в голодный обморок.
Весь мир - театр
7 лет назад театр был на гастролях в американском городе Такома. Давали пьесу Горького «На дне». Для антуража актеры пили на сцене из граненых стаканов. Когда русские эмигранты увидели этот раритет, уже ими давно забытый, а оттого еще более родной, то некоторые даже прослезились.
- Пришлось подарить им на память, - улыбаясь, рассказывает заведующая труппой Галина КОЛЕСНИКОВА.
- Годы были тогда тяжелые: рушился Союз, катастрофически не хватало денег, так что кроме стаканов нам-то и подарить было им нечего. А они были так рады!
В 2007 г. на подмостках театра молодежи гастролировал единственный во всей России корейский театр. Он был создан здесь во Владивостоке, но в 1937 году всю труппу репрессировали и сослали в Среднюю Азию. При Советской власти он носил название уйгуро-корейский театр, потом стал отдельно Корейским театром. И вот они спустя 70 лет они вернулись во Владивосток чтобы поставить тот самый спектакль, с которого начинали свои гастроли в далеком 37-м. Руководитель театра - Виктор ЛИ - знаком зрителям по ряду кинокартин, в которых он обычно исполнял роль японских диверсантов и шпионов.