Со времени первой премьеры балета Игоря Стравинского «Жар-птица» в парижской Гранд-опера прошло 105 лет. Она прогремела в 1910 году в рамках знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Музыку на бесхитростный сюжет - микст из разных сказок - тогда написал молодой композитор Игорь Стравинский. Долго искали изюминку, которая смогла бы зацепить избалованную публику Европы. Но большинство героев русского эпоса парижанам были уже известны. И только Жар-птица - приносящая на землю блаженство и страдание - оставалась нераскрытой. Стравинский за своё детище сильно переживал, боялся провала, обвинений в плагиате. Но был успех. Критики назвали балет «чудом восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами», началом новой эпохи в музыке и хореографии. И сегодня «Жар-птица» притягивает зрителя какой-то непостижимой магией. Одноактный балет впервые был показан в Приморье в минувшем июне. Эльдар Алиев, автор хореографии и либретто, представил на суд зрителей оригинальную версию. Постановка для театра оказалась непростой, потребовав высокого уровня подготовки артистов.
О колорите
Чем должна заворожить сказка? В первую очередь - волшебством. Жанр балета лишён красоты человеческой речи, решая задачи через мимику, жесты, движения. По сюжету всё достаточно просто: добрый молодец Иван отправляется в погоню за Жар-птицей, чтобы сразить Кощея и обрести любовь. Главная загадка кроется в музыке Стравинского с сильным уклоном в сторону импрессионизма. Она красочна, многослойна и требует особого внимания к образному ряду. Костюмы и декорации для постановки приморского театра были изготовлены известными театральными художниками Пе
тербурга - Семёном Пастухом и Галиной Соловьёвой. Наряды сказочных героев эксклюзивны, сделаны вручную, ценой кропотливого труда. В цветовой палитре отразились заострённые музыкальные гармонии начала ХХ века. Чёрные, красные и золотые оттенки - с их помощью показан конфликт добра и зла, тьмы и света. Эльдару Алиеву удалось усилить сочность нотной палитры.
«Спектакль выполнен не в чисто классическом ключе, - подчеркнул главный балетмейстер театра. - Он далёк от «Щелкунчика» или «Корсара», но очень зрелищен и интересен с точки зрения сценографии. Приступая к подготовке балета «Жар-птица», я начал изучать русские народные сказки, где главными героями были Жарптица, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. Их насчитывается около трёхсот, но я не нашёл ни одной, которая бы меня устроила. Пришлось сочинить новую сказку, хореография спектакля ставилась с нуля. Основная концепция заключается в логике, музыкальности и чистоте линии самой истории. Это основные параметры, которых я придерживаюсь».
О пластике
«Жар-птица» - одно из сложнейших произведений в истории Приморского театра оперы и балета, - считает Эльдар Алиев. - В этом балете нет лёгких партий, и технически одна из самых сложных - Кощея. Пластика героев очень разнится. Важно было определить те движения, которые характеризовали бы Кощеево царство, влюблённых, Ивана и Царевну, Жар-птицу».
Автору либретто и хореографии удалось доказать, что уровень театрального действа зависит от многих составляющих: актёрского мастерства, техники исполнения, драматургии. Постановка приближена к современной реальности, в ней угадываются черты кинематографичности.
Большой потенциал
Впрочем, самым объективным признанием стали овации, с которыми публика встречала и провожала артистов.
«Ещё совсем недавно мы и не могли мечтать о таком уровне постановок, - делится поклонник театра Василий Авдеев. - Ощущается связь с традициями «Мариинки», другими театрами России, мира. Не стыдно показывать спектакли гостям. К тому же «Жар-птица» - исконно русское, но созданное для парижской сцены. Теперь это произведение искусства возвращается к нам».
И хотя постановка одна из сложных, она длится всего 50 минут. Думаю, стоит с «Жар-птицы» начинать знакомить с балетным жанром подрастающее поколение. Это повод посмотреть на персонажей родных сказок глазами избалованных парижан. Восхититься демонизмом и кротостью ослепительной красоты.