Примерное время чтения: 7 минут
167

Каникулы на новой сцене. Театр молодёжи нашёл новый дом

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 24. АиФ-Приморье № 24 14/06/2023
Красное, белое и золото – оттенки в спектакле создают волшебную атмосферу.
Красное, белое и золото – оттенки в спектакле создают волшебную атмосферу. / Валентин Труханенко / Из личного архивa

Приморский драматический театр молодёжи с успехом играет спектакли в «Культурно-развлекательном центре профсоюзов», на Светланской, 147. В начале июня показали ряд семейных постановок ‒ для юных зрителей и их родителей. Одна из заметных ‒ «Легенда Уссурийского края» (6+), созданная при поддержке Министерства культуры Приморья к 150-летнему юбилею В. К. Арсеньева. Между тем, в театре продолжается капитальный ремонт ‒ второй этап модернизации по национальной программе «Культура». На масштабные преобразования в театре отправлено 88 миллионов рублей.

Любовь на века

Экзотическая и волшебная, в чём-то выдуманная, а в чём-то достоверная – «Легенда Уссурийского края». Спектакль был поставлен при поддержке краевого министерства культуры и архивного дела. Его действие разворачивается на грани XIII - XIV веков, в эпоху Золотой империи Чжурчжэней. Восточные правители выясняют отношения, делят земли и даже женщин.

Сценарий древней легенды, когда-то записанной от руки Арсеньевым, сочинён драматургом Еленой Аксёновой по книге приморского краеведа, педагога и археолога Александра Мезенцева. Мифологическая история обрела стихотворную форму, близкую к шекспировскому стилю.

«Владимир Арсеньев, захваченный этой историей, искал и находил её археологические подтверждения, проливая свет на самый «тёмный» период в средневековой истории Приморья. Легенда призвана дать ответ на вопрос: как и почему был стёрт с лица земли великий и сильный народ, создавший Золотую империю? «Эта история до сих пор будоражит воображение краеведов», —говорит директор театра Игорь Селезнёв.

Спектакль – не музейный проект, поэтому не претендует на документальность, историческую правду, присутствие археологических раритетов.

«Я не хотел сделать этнографическую выставку, – улыбается художник-постановщик спектакля Пётр Окунев. – Искал выразительные средства для красивой легенды, волшебной сказки. Для меня это больше похоже на сон о Востоке. Пригодились знания маньчжурской культуры»

В сюжете есть прототип Арсеньева – это Путник. Путешествуя по Уссурийскому краю, он встречает Старика, который рассказывает ему историю любви князя Цзинь-я-тай-цзы и княгини Хунлэ-нюй. Боги посылают испытание главному герою, он теряет зрение. На пути к исцелению князь сражается с многочисленными врагами. Мудрая жена и принц Вань-Янь предостерегают правителя, предупреждают об опасности, остаются с ним до конца, разделяя трагическую судьбу.

В воздушных декорациях прослеживается приморский колорит – огромные облака плывут над каменными глыбами, будто из глубины веков, появляются герои спектакля, одетые в колоритные национальные костюмы. Белые костюмы у князя и княгини символизируют благородство и чистоту, красно-золотистые одежды царя Куань-Юня – властолюбие и тщеславие.

«И как вам живётся в XIV веке?», – спрашиваю у актёров.

«У нас с князем одинаковые костюмы, и мы любим друг друга, – делится исполнительница главной роли, княгини Хунлэ-нюй Мария Стратулат. – А любовь такая штука, что от века не зависит»

В спектакле много красивых пластических сцен. Для постановки боёв пригласили представителя Федерации ушу Приморского края Марию Звереву. Среди участников действа – артисты ансамбля современного танца ДВФУ «Контракт».

«Было интересно освоить приёмы ушу, – признаётся актёр Владимир Мунько, сыгравший главную роль князя Цзинь-я-тайцзы. – Мы, мальчики, народ задорный – взяли палку и начали махать. А школа УШУ занимается этим профессионально. Это будет любопытно посмотреть зрителям и юного, и старшего возраста»

«Мне помогло справиться с пластической задачей то, что я с детства любил все фильмы с Джеки Чаном и Брюсом Ли, черпал вдохновение из боевых искусств Востока, – добавил актёр Павел Пятыров, сыгравший принца Вань-янь»

«Мы держим зрительскую планку на отметке 6+, – рассуждает режиссёр Виталий Дьяченко. – Того, что человеку старше шести смотреть не нужно, в спектакле нет. Жанр легенда – это лишь знак для зрителя – к чему ему готовиться. Наша задача – не раскрыть архивы истории, а настроить людей, которые к нам придут. Создать коммуникацию между театром и публикой. Найти какие-то зацепки между нами нынешними и ими тогдашними»

«Легенда об Уссурийском крае» полна драматического напряжения, неожиданных поворотов линии действия, борьбы и накала чувств главных героев – потомков древнего правящего рода империи Чжурчжэней. В центре легенды – женщина неземной красоты. А была ли она? Это большой вопрос.

«Спектакль завораживает, – говорит зрительница Мария Неглядова. – Роскошные костюмы, а как профессионально поставлены батальные сцены, захватывает лирика, возвышенность»

«Интересно показаны духи, – высказывает мнение старшеклассник Антон Шатунов. – Особенно мне понравился Бог ЛуВан-е, стоящий за гранью добра и зла, не верящий в силу людей»

«Я родилась в Партизанске, именно в том месте, где и разворачивалась драматическая история Золотой империи», – поделилась преподаватель математики Евгения Грузова.

«Постановка интересна тем, кто хочет больше знать об истории Приморского края, и тем, кто только приступает к её изучению, к примеру школьникам, в работе с которыми сегодня делается особый упор на краеведение», – подытожила министр культуры и архивного дела Приморского края Елена Бронникова.

К слову, атмосфера в культурном центре ничуть не хуже театральной.

Время обновления

Между тем в здании театра молодёжи на Светланской, 15-а продолжается второй этап модернизации капитального ремонта. Закончить его планируется до 30 сентября 2023 года.

«Благодаря нацпроекту «Культура» и краевой государственной программе «Развитие культуры Приморского края» будет произведён ремонт вестибюлей и фойе первого и второго этажей, административных, технических и подсобных помещений. Заменят системы вентиляции и кондиционирования, электрические сети, пожарный водопровод, – подчеркнули специалисты Министерства культуры и архивного дела Приморского края. – Отметим, что в здании, являющемся памятником культурного наследия, ни разу не делался капитальный ремонт»

В жизни театра – новый этап.

Дизайн-проект обновлённого театра разработал главный художник Приморской сцены Мариинского театра и краевого театра молодёжи Пётр Окунев. Он же является автором дизайн-проекта Приморского театра кукол, преобразившегося в прошлом году.

«Большие перемены будут ощутимы с порога, – уточняет подробности Игорь Селезнёв. – С вестибюля, билетной кассы и фойе. Полностью преобразится зрительный зал, рассчитанный на 310 человек. Изменится цветовое решение и наклон зала, поставят новые комфортные кресла-трансформеры, на балконах появится леерное ограждение»

«Все исторические элементы в здании сохранятся - уникальная лепнина в зрительном зале и неповторимая мозаика в фойе будут бережно отреставрированы, – сообщили в компании-подрядчике»

Уходит в прошлое часть истории. Коллектив театра творчески простился со старым обликом, с вещами и предметами, которые были так дороги. В зале театра прошёл перфоманс (6+).

«Капитального ремонта мы ждали долгие годы, десятилетия, и вот, наконец, дождались, – подчеркнул художественный руководитель театра Павел Макаров. – И мы оригинально попрощались с интерьером. Мы пригласили всех неравнодушных к нашей театральной судьбе»

Из зала вывезены старые кресла, со стен сняты фото сотрудников театра. Зрители устроились в зале на подушках, а на сцене разыгрывали фрагменты из популярных спектаклей. Закончилось действо хрустальной люстрой, её опустили вниз и погасили. В глазах зрителей и актёров стояли слезы. Капитальный ремонт стал завершением огромного периода жизни молодёжного театра, осенью зрители с нетерпением ожидают рождение новой эры, где обязательно будут премьеры, яркие образы, глубокие переживания. И бурные аплодисменты.

КСТАТИ

Заместитель министра культуры РФ Надежда Преподобная оценила объём и масштаб капитального ремонта в театре молодёжи. Директор театра Игорь Леонидович Селезнёв показал дизайн-проект здания и рассказал, какие изменения ждут и сотрудников, и артистов, и зрителей театра.

Помимо этого, он упомянул о тех проектах, которые так полюбились зрителям: «Театральный дворик», «Молодые драматурги Приморья», рассказал о репертуарной политике театра, а также новом долгожданном фестивале «Погружение», который пройдёт в июле. Надежда Преподобная заинтересовалась этими проектами и отметила их значимость, кроме этого пожелала успешного завершения ремонта и процветания театру.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах