Выставка «Остров Владивосток» заработала на площадке Центра современного искусства «Артэтаж». Более 60 живописных и графических работ передали специально для этого проекта из коллекции Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева. Приморские художники показали разные уголки и ракурсы города нашенского: его неповторимую архитектуру, растущие на сопках новостройки, утонувшие в цветах старые дворики. Выставка проходит при поддержке управления культуры администрации Владивостока.
Простор и свобода побережья
Как рассказывает кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева Ольга Зотова, Владивосток в произведениях искусства начал формироваться в 20-е годы прошлого столетия. Одни картины о тех временах остались на хранении в Приморской картинной галерее, другие попали в музейные и частные собрания Европы.
«Настоящий расцвет тема города в живописи и графике получила во второй половине XX века, когда Владивосток начинает расти, строиться, меняться, приобретая современный урбанистический облик», - отметила Ольга Зотова
Городские пейзажи времен хрущевской оттепели несут в себе и долю романтики, и топографическую точность. Так, картина Павла Куянцева «Первые дома на проспекте 100-летия» напоминают о том периоде, когда пятиэтажки еще только начали возводить на побережье будущего Моргородка. И его же «Задворки Миллионки», сохранившие элементы китайского квартала. И сиротливый, укрытый снегом Железнодорожный вокзал Бориса Лобоса - за много лет до реставрации.
«Мы называем это старинной архитектурой города прошлого, что не может ни восхищать. Это Владивосток моего прадеда», - делится посетитель выставки, студент ДВФУ Михаил Новиков.
В 80-е годы художники в первую очередь старались отобразить свое видение города, выбирая излюбленные уголки. Одни, никуда не торопясь, рисовали Владивосток, видимый из окон мастерской, другие отправлялись в порты, третьи покоряли сопки и острова.
Множество живописных видов городских достопримечательностей оставил художник Владлен Камовский. Дом на Эгершельде, где жил Арсеньев, почтамт, госбанк, Дворец культуры моряков. Не просто парадная архитектура, от нее веет теплотой. В пейзажах Анатолия Телешова ощущается «простор и свобода побережья»
Это и веселые портовые картинки авангардиста Андрея Камалова, танцующие в заливах катера раннего Сергея Черкасова, присыпанный мокрым снегом Пушкинский сквер Юрия Рачева, увиденный с высоты сопок исторический центр города Кириллом Шебеко.
«Стремление запечатлеть специфические черты города проявлено в эстампах Филиппова, Герасименко, Лобаса. В фокусе их внимания оказывается старый город, улицы, сопки. Их работы пронизаны искренней любовью к городу»,- добавляет куратор выставки. Что-то уносит время, что-то остается. Картины, словно память, где невозможно стереть воспоминания.
Не просто любовь!
Название вернисаж получил по наименованию работы приморской художницы Лидии Козьминой. Ее «Остров Владивосток» - весьма известная картина в широких кругах. Для самого мастера - работа знаковая, это соединенные на холсте реальность и миф. С одной стороны – здания, растущие в высоту, с другой – сказочные персонажи – люди-рыбы и человеко-птицы, плывущие покорять таинственный остров.
«Мастерство приморских художников представлено через детали, одни мы еще можем увидеть, другие нет. Интересно читать книгу отзывов - каждый посетитель воспринимает выставку по-своему. И если лицо Владивостока за последние десятки лет сильно изменилось, то его душа, энергетика - уникальна и не похожа на другие города», - поделилась директор «Артэтажа» Ванда Комарницкая.
«В картинах художников отражена не просто любовь к городу, а включенность, принадлежность, проживание того места, где мы живем», - сказали о значении выставки специалисты управления культуры города.
По словам Ольги Зотовой, в художественной коллекции музея хранится более 300 произведений живописи и графики о Владивостоке, созданные во второй половине XX – начале XXI века. Многие работы никогда не выставлялись. Возможно продолжение проекта в залах «Артэатажа»