Авторским концертом композитора, заслуженного деятеля искусств России, Александра Гончаренко закрылся фестиваль культуры стран АТР на филармонической сцене.
Так совпало, что музыкант, песни которого распевала молодёжь времен оттепели, 70-80-х годов, ровесник Приморского края. Последние 20 лет композитор живёт в Санкт-Петербурге, и каждый его приезд во Владивосток оборачивается заметным культурным событием. Он не только сочинитель, но и дирижёр, работающий в сложном, синтетическом эстрадно-симфоническом стиле. Приморью посвящено более 700 произведений.
О том, какое место занимает край в его душе и творчестве Александр Гончаренко рассказал в эксклюзивном интервью «АиФ-Приморью».
С джазом наперекор
- Александр Терентьевич, как вам понравилась идея совместить два юбилея - ваш и края?
- Я очень удивился, узнав о совпадении. Всю жизнь сосредоточен на сочинении произведений, и редко смотрю на календари. Благодаря увлечённости могу позволить жить за счёт музыки.
- Как вам удалось остаться на плаву?
- Было сложно. Когда 20 лет назад сорвался с места и уехал в Петербург, композиторское сообщество северной столицы встретило меня холодно, назвав пришельцем. Мол, подумаешь, некто с периферии явился. Говорили так, пока не слушали моей музыки. После концерта 2008 года «Песни Тихого океана» меня начали уважать. Кто-то произнёс «композитор от бога», «выдающийся». Приняли меня в Союз композиторов по-настоящему.
- Официальное вступление в организацию произошло намного раньше?
- Прошло лет 35, а, может быть, больше. На том этапе меня, поддержали такие маститые композиторы, как Андрей Петров, Юрий Саульский. Близко общался с Таривердиевым, Хренниковым, Эшпаем. В 80-е годы держал ответ перед специальной комиссией, которая решала: принять меня в союз или нет. Во главе был великий Родион Щедрин. Мэтры прослушали моё сочинение - концерт для фортепиано с оркестром. Было уникальное обсуждение, которое запомнилось на всю жизнь.
- Вы перебрались в Приморье из Украины уже взрослым человеком. Как это произошло?
- После окончания музыкального училища в Ворошиловграде, я работал в городской филармонии, создав собственный джазовый коллектив. Призвали на службу в Вооруженные силы в Хабаровск, где я познакомился с удивительным музыкантом, композитором Владимиром Румянцевым, тогда он руководил Ансамблем песни и пляски Дальневосточного округа. Меня отлично приняли, посадив на место первого баяна в оркестре. После службы была работа в Благовещенске, где с нуля вместе со Львом Фельдманом организовывали филармонию, джаз-оркестр «Амур», с которым объездил полстраны.
Во Владивосток приехал в 70-е годы, поступил в Дальневосточный институт искусств. Это было неповторимое время творческого подъёма! Здесь обрел друзей, которым посвящал свои сочинения. Леонид Вайман, Андрей Присяжнюк, Геннадий Низовский, Вячеслав Семененко, Лариса Шалина, Сергей Арбуз и многие другие. Я привязался к Приморью, полюбив не только природу, но и людей - за доброту, душевность, открытость.
- Мои родители вспоминали, как ваши ансамбли «Волна» и «Чайка» во Владивостоке аншлаги на стадионах в и клубах собирали?
- Джаз оркестр «Волна» был основан на базе рыбаков, а «Чайка» - Тихоокеанского флота. Без преувеличения, коллективы прославили меня на всю страну. Побывали на гастролях в Москве, Ленинграде, Прибалтике, Узбекистане. Недавно один из бывших музыкантов принёс мне редкие снимки и видео - выступление «Волны» на «Новогоднем огоньке» в 1969 году. Я дирижирую оркестром, а Муслим Магомаев аккомпанирует на фортепиано. Командующий Тихоокеанским флотом, адмирал Николай Амелько, был меломаном, исключительным человеком. Делал многое для развития музыки на флоте. Нынешней власти бы у него поучиться. В 1967 году наш ансамбль победил во Всероссийском смотре художественной самодеятельности. Именно тогда я написал «Балладу о Тихом океане», которая стала гимном Тихоокеанского флота.
- В СССР официально джаз не очень-то жаловали. Как удалось пробиться?
- Я не мог без джаза, бывало, творил наперекор. Действительно, тогда джазист, эстрадник считался второсортным композитором, шансов получить официальное признание было мало. Мне помог Юрий Саульский, колоссальный композитор эстрадного направления. И я верил в джаз. Потом я перешёл на эстрадно-симфоническое направление в сочинительстве, искал пути, и, как говорят коллеги, кое-что нашёл.
О шаманах, революции и флоте
- К 80-летию края во Владивостоке прошло несколько концертов. Как готовились, подбирали программу?
- Для меня было важно, чтобы прозвучал концерт для баяна и симфонического оркестра, посвящённый Приморью. Хотелось исполнить произведения, связанные с коренными народами. Во времена студенчества я объездил север края, записывая этническую музыку таёжных жителей на бобинный магнитофон. Так родились сочинения для симфонического оркестра «Шаман», «Когда поют бубны», «Нанайские игры» и другие. Этнос плюс джаз и классика - невероятно интересно. Музыка получилась понятной, доступной людям.
- Звучали и лирические произведения?
- Всего на тему Приморья сочинил десятки песен. Их исполнили мои ученицы - Александра Шин, Марина Руджаева, солисты Дмитрий Сабитов, Елена Брыкина. Елена спела песню «Ожидание», посвящённую морякам Тихоокеанского флота. Сочинил её 55 лет назад, и очень рад, что народ вспомнил хит прошлых лет. «Ожидание» сначала запретили. Автор стихов Павел Леонидов вдруг подался в эмиграцию, в Америку, в диссиденты. Автоматически и меня, как человека «червивого», занесли в чёрные списки Министерства культуры СССР. Невинная песенка о любви пролежала на полке восемь лет.
Особенно ценно, что на концертах выступили старейшие коллективы. Один из них - ансамбль под управлением Сергея Стрельникова исполнил песню «Здравствуй родное Приморье». Приятно, что помнят, ведь этому произведению 55 лет.
- Вдохновляла вас революционная история Владивостока?
- В моём репертуаре есть баллада «Сергей Лазо» - произведение сложное, оно давно не исполнялось. На одном из концертов я встретился с внучкой революционера, Адой Лазо, она написала мне на партитуре трогательные слова благодарности.
- Специально что-то сочинили для юбилейного концерта?
- Новейшее произведение - «Песня о Владивостоке» для хора и баритона. Мои друзья говорят, что она больше похожа на балладу.
- Какие сочинения считаете главными?
- Трудно ответить на этот вопрос, ведь только о Приморье музыковеды насчитали 700 произведений. К юбилею выпущено два нотных сборника «Песни Тихого океана» и «Нет России без Владивостока». А на днях, на квартире у профессора Леонида Ваймана, где я остановился, родилась инструментальная пьеса «Тебе играю о любви» для скрипки и фортепиано. Творчество - процесс непрерывный.
- Несмотря на то, что живёте в Петербурге, считаете себя приморским человеком?
- Конечно, я, прежде всего, дальневосточный и приморский композитор. Здесь бОльшая часть жизни прошла, здесь служил, учился, 50 лет прожил. В крае нет такого района, где бы ни был с гастролями. Артём, Уссурийск, Находка, Дальнегорск - везде меня знают.
- Вам дороги ваши звания, награды?
- Ношу звание заслуженного деятеля искусств, и не знаю, зачем оно мне? А вот лауреатство даётся огромным трудом. Конкурсов в жизни было много - джазовых, советских, зарубежных. И всё-таки более ценно отношение ко мне людей, их внимание, уважение. На 80-летие в филармонии мне подарили именную кружку и рубашку с моими портретами. Из кружки буду чай пить, а рубашку на концерт примерил. Внимание приятно, тем более в Приморской филармонии прослужил 20 лет. Сегодня здание преобразилось, в симфонический оркестр пришло много молодых талантливых музыкантов. Вижу и своих учеников.
Хочется, чтобы у молодых было будущее. Старшее поколение уходит, а кто придёт нам на смену? Когда иду по питерскому метро, и там за копейки играют музыканты высокого уровня, становится обидно. Нужно повернуться лицом к талантам. Без культуры и искусства не будет великой России. Просто сказать мало, нужно верить и что-то делать.
ДОСЬЕ
Александр Терентьевич Гончаренко родился 19 января 1938 года. Заслуженный деятель искусств РСФСР, член Союза композиторов РФ и Союза композиторов Санкт-Петербурга. Окончил Дальневосточный институт искусств, дирижер хора. Лауреат советских, российских и международных конкурсов. Среди наиболее значительных сочинений последних лет - концерт для кларнета с оркестром, пьеса для симфонического оркестра «Уссурийская тайга», симфоническая картина «Шторм», пьеса для симфонического оркестра «Шаман».