Редкие шедевры «гостят» в приморской столице
Картины художников одного из самых авангардных и скандальных объединений начала xx века «Бубновый валет» выставлены в Приморской картинной галерее. Эти полотна привезены в рамках временного обмена произведениями из Подмосковного музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим». Авторы живописных картин – Давид Бурлюк, Александр Осмёркин, Василий Рождественский, Роберт Фальк. У каждого яркий творческий путь, в ссср кто-то стал изгоем, а кто-то ушёл в реализм.
Не живопись – фонарь!
Художественное объединение «Бубновый валет» появилось в России в 1910 году. Его участники ориентировались на наследие Сезанна, точнее на французскую живопись постсезанновского периода – кубизм. Критики назвали этот союз «первым бушующим вулканом на поляне векового почивания изобразительного искусства со спокойными лирическими пейзажами, пастушками, закатами солнца, восходящей украинской луной, воспеванием любви, с психологическим портретом, толкованием разных поучительных моралей и истин».
– Многие из них прошли школу у гениев русской живописи, – говорит старший научный сотрудник научного отдела Приморской картинной галереи Ольга Батиевская. – Учились в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова и Константина Коровина. Но всё, созданное Репиным, Левитаном, передвижниками, молодые художники объявили старым и отжившим. Дерзкие, молодые, они ворвались в мир искусства в то время, когда в Москве можно было заблудиться в лабиринте художественных течений.
Критика всячески издевалась над «валетами» уже только потому, что название означало игральную карту обманщика, плута, каторжника. Между тем выставки союза показывали удивительное единство стиля, и даже названия картин были программными, одинаковыми. Яркие красочные пятна, не признаваемые до сих пор сочетания цветов и использование чистого цвета – это сблизило русскую живопись с Сезанном и Матиссом.
– «Не живопись, а фонарь», – скажет об эпатажном представителе «Бубнового валета» Илье Машкове Валентин Серов и исключит его из училища. (К слову, во Владивостоке показывали картину Машкова в рамках выставки «Сокровища Нижегородского художественного музея» – редакция.) С классическими канонами расстанутся все. Бунтари не боялись осуждения мэтров живописи, критиков и толпы. Вывеска «Бубновый валет» была ими водружена на одном из зданий на Воздвиженке. Публика недоумевала, что же это будет – игорный дом? И куда смотрит градоначальник? В воздухе носилось предчувствие скандала.
За каждой картиной – судьба
В экспозиции выставки представлены картины Давида Бурлюка («Букет цветов в синем кувшине»), Александра Осмёркина («Натюрморт с кофейником»), Василия Рождественского («Городской пейзаж с колокольней») и Роберта Фалька («Портрет девушки в сарафане», «Городской пейзаж»). Это редкие шедевры, мало описанные искусствоведами.
Владивостокскому зрителю, ценителю искусства, возможно, в первую очередь будет интересно посмотреть на живопись Давида Бурлюка. В 1919 году поэт, исповедующий футуризм, и художник-авангардист обосновался вместе с семьёй в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе. В историю вошло знаменитое кафе «Балаганчик», где собирался творческий бомонд тех лет.
Всё, созданное Репиным, Левитаном, Передвижниками, молодые художники «Бубнового валета» объявили старым и отжившим. Дерзкие, молодые, они ворвались в мир искусства.
– Для Владивостока экспозиция «Музей в гостях» имеет особое значение, поскольку футуристы во главе с Давидом Бурлюком оставили значимый след в истории изобразительного искусства города, – отметила Ольга Батиевская. – В годы их пребывания в нашем городе культурная жизнь бурлила: газеты того времени буквально пестрили афишами выставок. Они пользовались огромным успехом у горожан.
– Натюрморт Бурлюка, выполненный во Владивостоке, нам известен один – это букет полевых цветов в вазе, на фоне сельского пейзажа, – продолжает куратор выставки. – Цветы, изображённые на картине, – это рудбекия, или, как её называют в Приморье, «тигровая ромашка». Помимо прочего, Бурлюк написал здесь несколько этюдов и работ под условным названием «Рабочая слободка» или «Крыши Владивостока». Яркие краски и экспрессивная манера письма отсылают к творчеству импрессионистов, Сезанну и Моне.
Бурлюк был любителем пленэра, так, в районе бухты Тихой он написал серию импрессионистских пейзажей. Очень дорогой работой считается пейзаж «Китайские джонки во Владивостоке» (1920). Сегодня картины художника разбросаны по музеям России и мира. Но только одна картина, представленная сегодня в галерее, может многое открыть посетителям.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/6c/1934880/c/89b3f1fffc34f82155de201227fec965.jpeg)
Действительно, за каждым полотном выставки – необыкновенная история жизни. Казалось бы, что такого запретного и скандального в «Натюрморте с кофейником» Александра Осмёркина? Но в эпоху соцреализма этот художник был подвергнут травле, уволен из Института живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Ленинграде. Был доведён до отчаяния, хотел реабилитироваться, два года трудился над картиной «Передовые люди автозавода им. И. В. Сталина», но работа была отклонена.
Роберт Фальк отличился в жизни большой оригинальностью. Вернувшись из Парижа в СССР, уже в сталинскую реальность, он демонстративно рисовал в центре Москвы на мансарде, полностью несовместимый с соцреализмом. Фалька обвиняли в формализме, упадничестве, «отходе от проблем советского народа», а он продолжал творить, тайком показывая работы друзьям. До конца жизни Фальк не выставлялся.
Небезынтересно познакомиться с творчеством раннего периода художника Василия Рождественского. Позднее он ушёл в сторону реалистической манеры письма.
По словам заместителя директора галереи по научно-исследовательской деятельности Натальи Левданской, выставочный проект проходит в рамках временного обмена произведениями. В подмосковный музей отправились четыре произведения из собрания Приморской государственной картинной галереи: «Портрет Лентуловой» Аристарха Лентулова, «Портрет Гиршман» Константина Сомова, «Стволы (Аллея)» Роберта Фалька и «Портрет брата Давида с мандолиной» Марка Шагала. Они примут участие в выставке «Азбука шедевра».
Кстати
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» расположен в городе Истре, это крупнейший музей Московской области. Его необычное здание, построенное в стилистике «зелёной архитектуры», содержит более 10 000 м² выставочных площадей.
Эти места называются Русской Палестиной. В XVII веке патриарх Никон замыслил создать тут комплекс святых мест Палестины. Учредил монастырь, храм которого воспроизводил ветхозаветный Храм Соломона, а часть реки Истры, огибающей монастырь, назвал Иорданом. Есть там и Гефсиманский сад. Музей спроектирован так, чтобы архитектурно не конфликтовать с рядом расположенным монастырём. По сути, он утоплен в землю на три этажа.