Примерное время чтения: 6 минут
210

Ожившее чудо

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 49. АиФ-Приморье № 49 07/12/2022
В спектакле все персонажи – яркие, заметные.
В спектакле все персонажи – яркие, заметные. / Вероника Стахеева / Из личного архивa

Новогодняя сказка-фантазия театра имени М. Горького обещает стать сюрпризом

Долгожданная премьера в краевом академическом театре имени Горького. 24 декабря произойдёт рождение новогодней сказки-фантазии «Щелкунчик» (0+). Знакомый сюжет предстанет обновлённым. Парадокс, но мир знает больше «щелкунчиков» - балетов и музыкальных спектаклей. Постановки в драматическом театре – редкое явление.

Добро и красота

«Щелкунчик и Мышиный король» – сказка немецкого писателя-романтика Эрнста Гофмана, написанная в начале XIX века. К концу того же столетия русский композитор Пётр Чайковский сочинил балет «Щелкунчик», который имел ошеломительный успех.

Народный артист России Александр Славский, принимаясь за режиссуру волшебной сказки, долго искал текст, подходящий именно под постановку драматического театра. У многих «Щелкунчик» ассоциируется с балетом, художественными и мультипликационными фильмами. Есть мюзиклы и даже рок-опера по Гофману. Наконец, режиссёру пришлась по душе оригинальная инсценировка артиста театра М. Горького Петра Мартыненко. Сюжет остался неизменен – девочка Мари в преддверии Рождества находит под ёлкой игрушку для колки орехов. Эта кукла – заколдованный Щелкунчик, ему вернётся человеческий облик, если он одолеет Мышиного короля.

Автор инсценировки придумал для постановки новых героев. По его задумке, второстепенные персонажи заиграют новыми красками.

– Я сделал более динамичное драматическое действие, – говорит Пётр Мартыненко. – Это не балет, не музыкальная постановка в чистом виде, хотя музыка и песни есть, это – спектакль, где много образов, пластических решений ролей.

Автор инсценировки придумал для постановки новых героев. Второстепенные персонажи заиграют новыми красками. Они не проходные, более значимые, у каждого своя история, свои радости и проблемы, взаимоотношения с главной героиней.

Старая деревянная кукла Панталоне, тряпичная кукла Клара, игрушечные солдатики-гусары – каждому из них Пётр Мартыненко дал шанс блеснуть на сцене.

– Я фарфоровая кукла Трутхен – самая старинная игрушка у Мари. Я даже по сказке называю её дочерью! – делится актриса Ольга Налитова. – Все артистыкуклы разговаривают, у всех есть конкретные имена, все – живые игрушки. Костюм мне помогает вжиться в образ – корсеты, длинная юбка, головной убор !

– Это прекрасная рождественская сказка, – добавляет она. – Дети должны на таких историях расти, разбираться, где предательство, а где настоящая дружба, воспитываться на добре и красоте.

На новый лад

Репетиции «Щелкунчика» проходят на сцене театра каждый день. Спектакль собирается по частям, словно мозаика.

– Мышиное королевство в опасности! Клянусь своим облезлым хвостом! – восклицает Мышиный король. По ходу представления оказывается, что он ещё тот подкаблучник.

– У нас, допустим, Мышиный король – более комичный персонаж, чем в литературном источнике, – отмечает Пётр Мартыненко. – Главный отрицательный персонаж – всё-таки Мышиная королева, у которой в порыве колдовства страшно загораются глаза.

– Что привлекает в этой сказке зрителей любого возраста?

– Это история об оживших игрушках, о новогоднем чуде. До определённого возраста для любого ребёнка игрушки – живые существа, друзья. Мы надеемся, что взрослые, которые придут на спектакль, вдруг почувствуют себя детьми. И следует сказать о главных романтических героях - Мари и Щелкунчике, они любят друг друга, борются за доброту и чистоту.

– Это мой дебют на сцене театра, большое предновогоднее чудо, что очень волнительно, – признаётся актриса Елизавета Учанина, играющая Мари. – Когда меня утвердили на роль, я прыгала от счастья, до сих пор поверить не могу. Моя героиня - нежная, воздушная, восторженная, думаю, всем девочкам она очень близка. Главные её черты – внутренняя красота, умение тонко чувствовать, способность видеть прекрасное.

Щелкунчика (с акцентами на доброту, любовь, взаимопонимание) сыграл Александр Темнов. Для молодого актёра – это вторая ответственная работа. Ранее он принимал участие в массовых сценах, а серьезным дебютом стала роль сына Арсеньева в спектакле «Арсеньев. Расхищению не подлежит».

– Детские сказки – всегда праздник, волшебство, – высказывается Александр Темнов. – В обыденной жизни с её условностями, стрессами мы забываем о том, что в мире есть счастье и любовь. Приходя в театр, зритель перестаёт зацикливаться на своих проблемах в жизни. Сказка для взрослого человека – некая провокация на воспоминания, чтобы в глазах загорелся огонёк и каждый человек спросил у себя – чем мы тяготимся в этой жизни и почему забыли ощущение праздника.

– В чём сложность работы?

– Детские сказки вообще сложно играть – необходима предельная концентрация, чтобы зрители поверили. Энергия совершенно другая, чем во взрослых драматических постановах.

Репетируют сцену бала, где Щелкунчик впервые приглашает Мари на танец, вопреки желанию капризной принцессы.

– Как и в любом спектакле, моя задача – помочь артисту передать характер персонажа, атмосферу сказки, – говорит балетмейстер Ксения Лисанская.

– Придумать пластику, которая дополнит слова персонажа, подчеркнёт его эмоции. «Щелкунчик» – одна из самых лучших новогодних сказок, но у нас она получилась немного на новый лад. Режиссёр постановки, народный артист России Александр Славский помогает молодым актёрам выстроить верный темпоритм спектакля.

– Они молодцы, всё правильно делают, – улыбается режиссёр, признанный мастер сцены. – Но нужно чуть быстрее. Потому как очень сложно удержать внимание детской публики, не позволить ей скучать, и актёры это понимают. Юная аудитория не прощает расслабленности. Но самый главный секрет успеха спектакля – любовь к детям.

– Почему вы ставите в театре сказки?

– Я с детства читал сказки и думаю, что сегодня этот жанр литературы – один из лучших. Дети приходят в наш театр и впервые узнают о «Золушке» (0+), «Аленьком цветочке» (0+), «Щелкунчике» (0+). Классика не должна быть забытой. И взрослым нельзя забывать о том, что они были детьми. У каждого в жизни была любимая игрушка, которой они очень дорожили. А получается, что родители вручают детям мобильные телефоны, говоря – отстаньте от нас! И дети отвечают «взаимностью». Но как важна для каждого ребёнка мечта! Как важно всем вместе читать сказки и верить в добро!

По словам режиссёра, настоящее чудо произойдет, когда актёры выйдут к зрителю. Сейчас спектакль с любовью собирается – деталь за деталью – костюмы, реквизит, батальные сцены, сценография, над которой «колдует» Сергей Скорнецкий.

– Для меня главный акцент в спектакле – любовь и вера в добро. И это вечные темы, – заключает Александр Славский.

Кстати

В Германии открыты музеи Щелкунчиков. В одном из них собрано около 6 тысяч экземпляров из разных стран мира. Самый маленький экспонат едва достигает сантиметра в длину, самый большой Щелкунчик в 3 раза выше человека и весит почти тонну.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах