Сегодня, 26 ноября, приморские театралы увидят самую долгожданную премьеру нового, 83-го сезона академического театра имени горького. Идею постановки Ефим ЗВЕНЯЦКИЙ, художественный руководитель театра, вынашивал долго.
- Ефим Семёнович, с чего для вас начинается работа над спектаклем?
- С мысли о литературном произведении, сюжете, героях. И нужно какое-то время с этой мыслью жить. К примеру, долгие годы я мечтаю поставить ДОСТОЕВСКОГО - «Идиота», «Братьев Карамазовых». Но ведь необходимо соизмерять - желание, время, историю, о которой ты хочешь рассказать. Можно попасть в цель, а можно ошибиться, не войти в поток происходящего – здесь и сейчас. Спектакль начинается с импульса и настроения конкретного человека. И первый человек - это я.
Признаюсь, «Сирано де Бержерак» - желаемая премьера, она пребывала в моих настроениях 30 лет, я очень хотел, чтобы на сцене театра Горького этот спектакль имел место быть, более того, хотел это делать сам. Но я подумал, что пьеса Ростана - очень подходящая литература для Вячеслава Стародубцева. Режиссёр уже ставил на сцене горьковского театра пьесу по ПУШКИНУ «Наказанный распутник». Слава - очень талантливый и многогранный человек: не только режиссёр, но и музыкант, артист, певец. Над пьесой работают художник Мариинского театра Жанна УСАЧЁВА, художник по свету Сергей СКОРНЕЦКИЙ и хореограф Матвей МАТВЕЕВ из Москвы. Получилась команда иногородних и наших приморских актёров. Я, конечно, несколько ревную, но верю, что общий язык будет найден и спектакль состоится.
- Фильм с Жераром ДЕПАРДЬЕ смотрели многие, но многие ли читали пьесу Ростана?
- «Сирано де Бержерак» - не очень популярная и читаемая литература, вряд ли пьеса знакома широкому кругу молодёжи, современному поколению. Тем не менее это классика, история по драматургии сравнимая с «Дафнисом и Хлоей», «Тристаном и Изольдой», «Ромео и Джульеттой».
- Вечная классика?
- Пока доберёшься до вечности! Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский - это то, в чём мы нуждаемся здесь и сейчас. Такие понятия, как гордость, достоинство, любовь, - они желаемые и для меня, и для моего пребывания в сегодняшнем дне.
- Главный герой Ростана страдает из-за длинного носа. Досадный комплекс для гения…
- Допустим, для меня идеал женской красоты - Анна МАНЬЯНИ - не очень красивая внешне, но мощная, глубокая. А сегодня мы всё стилизуем под мультики, гаджеты, инстаграммы. Видишь, сколько новых слов я выучил! Но я занимаюсь не опытами, а достойной драматургией. Той, что возвращает к подлинным красотам и значимости отношений.
- К чему обязывает жанр героической комедии?
- Это серьёзно. С другой стороны, у Чехова тоже есть «комедии». Не всё однозначно, тем более что касается отношений мужчины и женщины. Кто-то скажет о Сирано де Бержераке, что он принёс себя в жертву любви, а кто-то возразит: наоборот, он всячески приближал к себе возлюбленную. Каждый человек прокладывает свой путь, у Ростана герой идёт по качающейся подвесной дороге, и в конце он должен упасть. Но это моё прочтение произведения, у режиссёра оно несколько иное. Я настроен на великое, гордое произведение, которое должно опрокинуться со сцены в зрительный зал театра. Важно, что ощутит и скажет зритель, пришедший на премьеру.