Я родилась и выросла во Владивостоке, но к своему большому сожалению, почти не видела Приморье своими глазами.
С каждым годом на моей личной карте все меньше белых пятен - этой весной, наконец, увидела красоты полуострова Гамова, летом оценила бирюзовые волны Ливадии, прокатилась до Находки и Славянки, восторгалась видами с горы Туманной. А в конце октября мы решила поехать в Терней.
Акварельный рассвет
Транспорт выбрали не случайно: это ближнемагистральный турбовинтовой самолёт Viking DHC-6 TwinOtter. Вот уже третий год любуюсь им с земли, караулю с фотоаппаратом на посадке и слышу восторженные отзывы знакомых о том, что им больше не нужно проводить полдня в дороге к родителям. Пришло время почувствовать, что значит путешествовать на высоте трёх километров.
Утренний аэропорт встретил нас прохладой, низкой облачностью и акварельным рассветом. Короткая прогулка по перрону, занимаем места в самолете, отвечаем на вопросы других пассажиров о том, что мы собрались тут снимать, и готовимся к вылету.
По реакции людей в салоне вижу, что полёт все ещё остается событием - это меня радует и огорчает одновременно. Радует, что большинство неравнодушно к авиации, с трепетом относится к труду людей в этой области и умеет получать удовольствие от поездки. Огорчает то, что когда-то региональная авиация на Дальнем Востоке не была удивительным явлением: отдалённые районы и населённые пункты связывали огромная маршрутная сеть для комфортной жизни людей, поддержания связи с краевым центром и другими поселками и деревнями. Л-410, Як-40 и Ан-2 каждый день перевозили сотни человек, возили грузы, почту.
С развалом СССР постепенно не стало и региональной авиации. Отрезанными от областных центров оказались деревня и поселки, не имеющие железнодорожного сообщения. Туда ведёт лишь грунтовая дорога, которая становится непроходимой в непогоду, например, как в село Агзу. Мне радостно, что хоть и спустя почти четверть века, но малая авиация возвращается на Дальний Восток.
Самолёт, на котором мы летим - DHC 6-400 TwinOtter производства канадской компании VikingAirLimited. Это 19-местный турбовинтовой пассажирский лайнер, широко используемый на воздушных линиях малой протяжённости, на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами и в экспедиционных условиях. Эксплуатанты данного самолёта имеют самую широкую географию, которую только можно представить: около сорока стран мира, от Австралии до Гренландии, самолёт делает людей ближе в каждом из регионов. Самый удивительный аэропорт, пожалуй, в Шотландии - Барра, где взлетно-посадочная полоса - это песчаный берег во время отлива, и единственный, кто может там приземлиться - DHC 6.
В самолёте, конечно, слышен шум винтов, но вполне можно вести беседу с соседом не крича. Общие впечатления о полёте - позитивные. В салоне тепло, удобно, хоть и с вещами будет тесновато, поэтому с большой сумкой в салоне делать нечего - для этого есть два багажных отсека. На передних рядах можно подглядывать за работой пилотов - проход в кабину не огорожен, что заставляет «залипнуть» на работу экипажа надолго. Отвлечься заставляют только действительно шикарные виды из окна. Природа поражает своим величием, круче гор могут быть только горы на рассвете, а облака, кажется, можно потрогать рукой. Полёт проходит на высоте примерно 3300 метров.
Земля, вода и снег
И вот из иллюминатора уже виден Терней - посёлок городского типа на северо-востоке Приморского края, административный центр Тернейского района.
Посадка на грунтовую полосу - тоже впервые в моей жизни. Эффектно выглядит снаружи, комфортно по ощущениям в салоне. К слову, параметры взлётно-посадочной полосы - одни из важнейших критериев при выборе типа воздушного судна для осуществления региональных полётов.
Оценивали эксперты по критериям возможности использования существующей сети аэропортов с учетом особенностей взлетно-посадочных полос (грунт, размеры полосы), уровню безопасности (эксплуатация в суровых климатических условиях, наличие современной авионики) и экономическая эффективность (вместимость, расход топлива, производственные расходы). На все десять аэропортов края подходил только DHC-6 - в Амгу, например, длина грунтовой полосы всего 600 метров, а ширина 60 метров. В селе Агзу (самый северный населённый пункт Приморья) и того меньше - 550 метров. Кроме того, этот самолет при модификации шасси может садится на снег или воду.
Существующая маршрутная сеть насчитывает девять посёлков и сёл Приморья. Прилёт в Терней означает, что мы на месте. Далее маршрут, в зависимости от дня недели, следует в Амгу, Светлую или Единку, на самый север Приморья.
Посёлок Терней совсем не вгоняет в депрессию. Прекрасная природа и любовь к своему дому везде: в разноцветном фасаде одноэтажного деревянного домика, в резном заборе, работающей библиотеке, ремонтируемом мосте.
Вскоре за нами и остальными пассажирами вернулся из Светлой DHC-6. Дорога домой казалась просто волшебством: пушистые кучевые облака, зефир, что большие самолёты разрывают крылом, здесь медленно проплывали за окном, позволяя разглядеть всю красоту неба. Я бы проводила всё свободное время в полёте и верю, что мы ещё встретимся на борту прекрасного регионального самолета.
Самолёт, на котором мы прилетели, назван в честь Владимира Арсеньева - географа, путешественника, писателя, этнографа и исследователя Дальнего Востока. Он тоже бывал в Тернее и его окрестностях в 1906 году вместе со своим проводником Дерсу Узалой.
Вера БЫКОВА
ЦИФРЫ
338 км/ч составляет крейсерская скорость самолёта DHC-6, до 1800 км - дальность полёта, который проходит на высоте 3-х километров.