Бессменный руководитель аэроклуба Александр Урбанович сел за штурвал двухместной «Цессны» и прокатил журналиста «АиФ - Приморье» над сопками, рассказав немало интересного.
- Александр Александрович, на чём вот уже 15 лет подряд держится ваш «островок» малой авиации?
- Если говорить буквально - на земле. Аэроклуб располагается на территории государственного аэродрома Морской авиации ТОФ. Кроме авиалюбительства мы занимаемся и «серьёзными» делами: плотно сотрудничаем с Авиалесохраной, наши летчики-профессионалы патрулируют в сезон определенные территории. Но главный столп существования нашей организации - конечно, всемогущий человеческий энтузиазм. Сотрудники аэроклуба и его члены вообще смотрят в перспективу развития малой авиации на приморской земле довольно оптимистично. Полагаем, что сама жизнь заставит вскоре развить необходимые инфраструктуры, законодательство, а может, даже и авиастроение. Вот увидите, дело времени - и к нам будут летать на собственных вертолётах и легких самолётах бизнесмены из Южной Кореи и Китая.
О другом горизонте
- Что заставляет вас и ваших единомышленников посвящать всё свободное время самолётам и небу?
- Бесценная возможность видеть совсем иной горизонт, испытывать такие ощущения, которые никогда не будут доступны нам на земле.
- Над чем мы сейчас пролетаем?
- Вот прямо под крылом самолёта - древнее городище чжурчженей: геометрически правильные рукотворные валы глубокой древности сверху видны, как на картинке. Там, у дальних сопок, дымит АртемГРЭС, а через Уссурийский залив ясно видны опоры Русского моста. Речицу сменяет Романовка, приближаемся к Шкотово, поворачиваем к морю. Летим почти в полукилометре над водой, но заметили? Можем рассматривать даже каменистый ландшафт дна!
- У вас в самолёте целых два штурвала. Можно и мне порулить?
- Конечно! Порулить в воздухе позволительно и новичку - это ведь не автотрасса, простора много, а вокруг ни души. Штурвал вытягиваешь на себя - взмываем вверх, топишь его - вниз. Поворачиваешь влево-вправо - «цессна» чутко слушается, как автомобиль. Вот только ощущение пространства совсем иное, словами непередаваемое! Выровняв авиамашину, штурвал вообще можно бросить и спокойно посозерцать красоты, не доступные глазу пешехода или водителя. Самолёт потому так и называется, что лететь может прекрасно и сам.
Об авиалюбителях
- Кто является членами новонеженского аэроклуба?
- В выходные дни помимо штатных сотрудников здесь можно встретить персонажей совершенно разных по достатку, профессиям, возрасту и полу. Однако первоначалом местной малой авиации и ее становым хребтом мы называем бизнесменов-авиавладельцев. Нам доверяют держать и обслуживать свои вертолёты и легкие самолёты состоятельные люди. Сами они нечасто проявляют желание летать за штурвалом пилота-любителя, обычно нанимают себе лётчиков из числа наших профессионалов. Авиавладельцами становятся, конечно, те, кто может себе это позволить. И не только ради ощущений полёта и восторгов - хотя это важно, но также и из практических соображений - по краю так передвигаться, безусловно, намного удобнее.
Другие члены клуба - те, кто «заболевает воздухом». Они, как правило, появляется здесь по выходным, чтобы полетать в качестве пилотов, приобретя навык на курсах нашего аэроклуба. Мужчин - подавляющее большинство. Впрочем, часто появляются здесь и те, кто членства не имеет, но жаждет прочувствовать полёт в малом воздушном судне на пассажирских креслах: отдыхающие семьи, например, или влюбленные парочки.
- Сами вы как пришли в малую авиацию?
- В свое время служил в полку морской авиации. В 90-е годы налёт часов во время службы резко сократился. Я не увидел смысла продолжать службу без того, зачем пришел в авиацию. Уволился в запас и сразу принял предложение одного из первых частных авиавладельцев Приморья пойти к нему на работу пилотом. И 15 лет назад стал одним из основателей нашего аэроклуба. Это, собственно, был ответ на запросы нового времени: владельцев легких летательных аппаратов становилось в крае всё больше, а инфраструктуры для развития малой авиации при этом уже не было никакой. Если бы частные авиавладельцы появились в 80-е годы, аэроклуб создался бы тогда. Но именно после перестройки люди стали соревноваться сначала в том, у кого круче машина и больше замок-дом, а затем самые состоятельные захотели посоперничать и в воздушном пространстве.
О машинах
- Сколько всего самолётов «живут» в аэроклубе и какие?
Наш технопарк насчитывает сегодня несколько десятков легких летательных аппаратов. Интересных машин немало. Например, есть по-своему уникальный французский вертолет Aluet, американские вертолеты Enstrom, есть и наши Ми-2. Из самолётов примечательны итальянские легкие «сьерра», американские «цессны». И куда ж без наших Як-18 и Ан-2? Но совсем необязательно быть владельцем одной из таких машин, чтобы присоединиться к аэроклубу. Было бы желание воплощать мечту - и всё сложится.
Кстати
Учиться на пилота в России разрешено с 16 лет. Тем, кто желает овладеть навыками пилота-любителя и получить право на управление воздушного судна в некоммерческих целях (свидетельство государственного образца), для успешной сдачи экзамена нужно налетать как минимум 42 часа.