Бессменный руководитель аэроклуба Александр Урбанович сел за штурвал двухместной «Цессны» и прокатил журналиста «АиФ - Приморье» над сопками, рассказав немало интересного.
- Александр Александрович, на чём вот уже 15 лет подряд держится ваш «островок» малой авиации?
- Если говорить буквально - на земле. Аэроклуб располагается на территории государственного аэродрома Морской авиации ТОФ. Кроме авиалюбительства мы занимаемся и «серьёзными» делами: плотно сотрудничаем с Авиалесохраной, наши летчики-профессионалы патрулируют в сезон определенные территории. Но главный столп существования нашей организации - конечно, всемогущий человеческий энтузиазм. Сотрудники аэроклуба и его члены вообще смотрят в перспективу развития малой авиации на приморской земле довольно оптимистично. Полагаем, что сама жизнь заставит вскоре развить необходимые инфраструктуры, законодательство, а может, даже и авиастроение. Вот увидите, дело времени - и к нам будут летать на собственных вертолётах и легких самолётах бизнесмены из Южной Кореи и Китая.
О другом горизонте
- Что заставляет вас и ваших единомышленников посвящать всё свободное время самолётам и небу?
- Бесценная возможность видеть совсем иной горизонт, испытывать такие ощущения, которые никогда не будут доступны нам на земле.
- Над чем мы сейчас пролетаем?
- Вот прямо под крылом самолёта - древнее городище чжурчженей: геометрически правильные рукотворные валы глубокой древности сверху видны, как на картинке. Там, у дальних сопок, дымит АртемГРЭС, а через Уссурийский залив ясно видны опоры Русского моста. Речицу сменяет Романовка, приближаемся к Шкотово, поворачиваем к морю. Летим почти в полукилометре над водой, но заметили? Можем рассматривать даже каменистый ландшафт дна!
- У вас в самолёте целых два штурвала. Можно и мне порулить?
- Конечно! Порулить в воздухе позволительно и новичку - это ведь не автотрасса, простора много, а вокруг ни души. Штурвал вытягиваешь на себя - взмываем вверх, топишь его - вниз. Поворачиваешь влево-вправо - «цессна» чутко слушается, как автомобиль. Вот только ощущение пространства совсем иное, словами непередаваемое! Выровняв авиамашину, штурвал вообще можно бросить и спокойно посозерцать красоты, не доступные глазу пешехода или водителя. Самолёт потому так и называется, что лететь может прекрасно и сам.
Об авиалюбителях
- Кто является членами новонеженского аэроклуба?
- В выходные дни помимо штатных сотрудников здесь можно встретить персонажей совершенно разных по достатку, профессиям, возрасту и полу. Однако первоначалом местной малой авиации и ее становым хребтом мы называем бизнесменов-авиавладельцев. Нам доверяют держать и обслуживать свои вертолёты и легкие самолёты состоятельные люди. Сами они нечасто проявляют желание летать за штурвалом пилота-любителя, обычно нанимают себе лётчиков из числа наших профессионалов. Авиавладельцами становятся, конечно, те, кто может себе это позволить. И не только ради ощущений полёта и восторгов - хотя это важно, но также и из практических соображений - по краю так передвигаться, безусловно, намного удобнее.
Другие члены клуба - те, кто «заболевает воздухом». Они, как правило, появляется здесь по выходным, чтобы полетать в качестве пилотов, приобретя навык на курсах нашего аэроклуба. Мужчин - подавляющее большинство. Впрочем, часто появляются здесь и те, кто членства не имеет, но жаждет прочувствовать полёт в малом воздушном судне на пассажирских креслах: отдыхающие семьи, например, или влюбленные парочки.
- Сами вы как пришли в малую авиацию?
- В свое время служил в полку морской авиации. В 90-е годы налёт часов во время службы резко сократился. Я не увидел смысла продолжать службу без того, зачем пришел в авиацию. Уволился в запас и сразу принял предложение одного из первых частных авиавладельцев Приморья пойти к нему на работу пилотом. И 15 лет назад стал одним из основателей нашего аэроклуба. Это, собственно, был ответ на запросы нового времени: владельцев легких летательных аппаратов становилось в крае всё больше, а инфраструктуры для развития малой авиации при этом уже не было никакой. Если бы частные авиавладельцы появились в 80-е годы, аэроклуб создался бы тогда. Но именно после перестройки люди стали соревноваться сначала в том, у кого круче машина и больше замок-дом, а затем самые состоятельные захотели посоперничать и в воздушном пространстве.
О машинах
- Сколько всего самолётов «живут» в аэроклубе и какие?
Наш технопарк насчитывает сегодня несколько десятков легких летательных аппаратов. Интересных машин немало. Например, есть по-своему уникальный французский вертолет Aluet, американские вертолеты Enstrom, есть и наши Ми-2. Из самолётов примечательны итальянские легкие «сьерра», американские «цессны». И куда ж без наших Як-18 и Ан-2? Но совсем необязательно быть владельцем одной из таких машин, чтобы присоединиться к аэроклубу. Было бы желание воплощать мечту - и всё сложится.
Кстати
Учиться на пилота в России разрешено с 16 лет. Тем, кто желает овладеть навыками пилота-любителя и получить право на управление воздушного судна в некоммерческих целях (свидетельство государственного образца), для успешной сдачи экзамена нужно налетать как минимум 42 часа.
Как подняться на Эверест?
Какой станет столица Приморья через 50 лет?
Деятели Владивостока неоднозначно отреагировали на новый гимн города