17 ноября исполнилось 25 лет, как Геннадий Лазарев возглавил Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (тогда ДВТИ). За годы его руководства технологический институт превратился в один из престижных университетов страны.
В сентябре 2010 г. Геннадий Лазарев стал единственным ректором России, удостоенным награды Международной ассоциации развития менеджмента СEEMAN за «выдающиеся достижения в управлении организацией». Постоянная адаптация учебного процесса под требования рынка труда создали Лазареву репутацию чуть ли не революционера в образовании.
Всё было впервые и вновь
Юлия Чернявина: - Геннадий Иннокентьевич, 25 лет пролетели как один день?
Геннадий Лазарев: - С одной стороны, правда, как один день. А с другой это оказался мегадень, очень насыщенный, со множеством событий, преодолением трудностей и решением проблем. За это время и в стране очень многое изменилось, и мы вместе со страной.
- У меня ощущение, что вы всётаки шли с опережением: ещё не было рыночной экономики, а у вас появились направления «Сервис» и «Экономика». Только заговорили о формировании качества успешности, а вы уже прописали в миссии вуза готовить выпускников к успеху.
- Ничего сверхоригинального мы не придумывали, просто постарались внедрить у себя лучшие мировые образцы.
- Как вы принимаете решения?
- Я изначально подбирал себе заместителей с условием, чтобы каждый из них был в своей области сильнее меня. Я выслушиваю разные мнения и меняю свою точку зрения, если не прав.
Главное - качество обучения
- Сложно представить, что ещё можно развивать во ВГУЭС.
- Потребность в учебных корпусах и социальной инфраструктуре мы действительно закрыли. Для преподавателей создали жилищный кооператив и продолжаем строить хорошо оборудованные общежития разного уровня комфортности. Но в первую очередь мы нацелены на повышение качества обучения.
- А как его измерить?
- Во всём мире это успешно измеряется темпами карьерного роста выпускников. Я давно пришёл к выводу: надо формировать у студентов потребность к высокому качеству жизни и учить их, как этого качества достичь.
- И как же?
- На уровне создания комфортной среды. Человек, привыкший за четыре года жить и работать в комфортных условиях, не захочет иметь хуже. И наши выпускники этим уже отличаются.
- В другие университеты не попасть без пропуска, а к вам можно. Это какаято особая система безопасности?
- В жилой студенческой зоне жёсткая пропускная система, одна из самых современных на сегодняшний день интеллектуальная, завязанная на бэйджи и единую базу данных. А в учебные корпуса, в медицинские учреждения, в «Андеграунд» и «Чемпион» у нас ходит весь город, и мы ввели систему видеонаблюдения: более тысячи камер фиксируют всё происходящее.
Новые проекты
- Как вы собираетесь заниматься двумя важными направлениями, которые пока нигде в российских вузах не применяли?
- Мы переходим на очень прагматичный образовательный путь: без академических заданий, но с реальными проектами, которые потом можно применить в бизнесе либо в науке. Первое: выпускников, востребованных современным бизнесом и рынком, могут готовить только подготовленные преподаватели. И учить преподаватель должен не тому, что сам знает, а тому, что нужно работодателю. Второе: студенты, обучающиеся по программе бакалавриата, три года изучают теорию, а последний год работают на предприятии как на производственной практике. С окончанием вуза у них будет диплом, годовой опыт работы и ясное понимание, как устроен рабочий процесс.
- А что это за нововведение электронная площадка для стратегических партнёров ВГУЭС?
- На сайте университета наши кафедры размещают для стратегических партнёров свои предложения по совместной деятельности, а фирмы и компании оставляют свои заявки на проведение нужных для них исследований, экспертиз, работ. Электронная площадка позволит раскрыть возможности университета для бизнесструктур, а студентам приобрести навыки выполнения реальной работы во время получения высшего образования.
- Какой сюрприз вы готовите к 2014 году?
- Это новоселье в новом здании, оснащённом самым современным оборудованием. Накануне Нового года его справят коллективы Международной лингвистической школы (МЛШ) и Международной школы гостиничного менеджмента, совместный проект с Тихоокеанской международной школой гостиничного менеджмента (Pacific International Hotel Management School - PIHMS, Новая Зеландия). Учебный процесс в обеих школах ведётся на английском языке. Это не имеющие аналогов на Дальнем Востоке школы, которые выдают своим выпускникам документы международного образца. Те, кто закончит МЛШ без экзаменов поступают в престижные зарубежные вузы. А за выпускниками бренда PIHMS менеджеры по персоналу крупных международных отелей стоят в очередь.