aif.ru counter
1731

Почему морские пираты не боятся русских моряков

АиФ-Приморье № 03 15/01/2014
Капитан Семашко в музее им. В. Арсеньева.
Капитан Семашко в музее им. В. Арсеньева. © / Сергей Кожин / АиФ

Сенегальские военные обвинили российских рыбаков в незаконном лове рыбы в водах своего государства и задержали судно «Олег Найдёнов». 

Между тем, по информации представителя компании судовладельца «Феникс» (Мурманск), судно вело промысел с соответствующими разрешениями. На борту траулера - 62 гражданина России и 23 - Гвинеи-Бисау.  

  Своим видением скандальной ситуации, случившейся у западной оконечности Африки, с корреспондентом «АиФ - Приморья» поделился Анатолий Семашко, бывший капитан-директор рыбомучной плавбазы «Алексей Чуев», Заслуженный работник рыбного хозяйства РФ.  

Русские в авторитете 

- Во времена Советского Союза ничего подобного бы не произошло. В те годы флот,  рыбодобывающий и торговый, был государственной собственностью, а капитан судна - представителем государства. Устав рыбопромыслового флота СССР был почти военным. Его утверждали ЦК КПСС, Генпрокуратура, КГБ, профсоюзы. У капитана была непомерно тяжёлая ответственность перед государством. Капитан плавбазы утверждался Министерством рыбного хозяйства. И за проступки его привлекали к ответственности, как государственного преступника. Если говорить о Советском Союзе, то свою собственность государство охраняло на всех морях и океанах. У нас в Индийском океане была мощнейшая группировка - 80 кораблей. Всё западное побережье Африки контролировалось нашими боевыми кораблями. 

- В Сенегале наше судно задержали военные. Но есть ещё и пираты, для которых законы не писаны, и от которых тоже немало проблем гражданским судам. Не приходилось ли вам с ними сталкиваться?    

- В 1974 году, когда я ходил в кругосветку с курсантами Дальрыбвтуза на учебно-производственном судне «Квадрант», у меня была карта с указанием дислокации наших боевых кораблей на протяжении всего моего маршрута. И я знал: если с нами что-то  случится, мне достаточно дать в эфир специальный кодированный сигнал на определённой частоте, и помощь придет незамедлительно. Я даже проходил инструктаж, как действовать в случае нападения пиратов. Это во-первых.

капитан Семашко поднимается в рубку плавбазы «Алексей Чуев». Фото: Из личного архива / Из личного архива Анатолия Семашко

Во-вторых, иностранные государства боялись и уважали СССР. Со мной был такой случай. Прохожу я на «Квадранте» пролив 9-го градуса, самый опасный по тем временам район. Тогда много писали о пиратах мадам Вонг, так это как раз там. Шли мы ночью при погашенных огнях. Помощник мне докладывает: «Нас догоняют две быстроходные цели». Это были пираты. Они нас догнали, осветили прожекторами трубу, а на трубе - красный флаг и с двух сторон - серп и молот. Пираты тут же развернулись и скрылись в темноте. На советские суда боялись нападать! В Советском Союзе единственное нападение было в районе восточного побережья Африки на гражданский корабль Таллиннского пароходства. Корабль стоял на рейде. Капитан по трансляции напрямую обратился к властям: «Нападение на советское судно! Очевидно, нападают пираты. Снимаюсь с якоря, выхожу в море». Он поднял якорь и вышел в море. Когда власти подошли на катере к нашему судну, около него плавали 12 трупов. Вот так эстонские моряки оборонялись - ломами и кипятком.      
- Почему же тогда синегальцы арестовали российское судно, если наших моряков готовят к борьбе с пиратами?   

- Потому что это сброд, а не команда! В советское время ни один экипаж не позволил бы себя захватить. В аналогичной ситуации советский капитан никогда бы не остановился. А этот попался. И мурманчане ни хвоста рыбы от него не увидят. 

«Нас боялись»

- В советское время наши рыбаки и моряки частенько заходили в иностранные порты, где не было российских военных. Наверняка, против граждан социалистического государства были провокации?

 - Где не было наших военных, там работал авторитет нашей страны. В 1968 году, мне тогда был 31 год, на пути в Антарктику мы зашли в Сингапур. На рейде стояло авианосно-ударное соединение США, с кучей кораблей охранения. И боты с матросами и морскими пехотинцами мотались от берега и обратно, как челноки. На берегу, прямо на вокзале, была размещена их радиостанция, а по городу барражировала военная полиция. В тот раз я пошел в город один. Как полагается, в шортах и гольфах, знаков отличия нет, но весь в белом и в очках. На берегу в диспетчерской подаю документы девушке-диспетчеру, так, мол, и так, капитан советского судна. Отметился, иду по причалу в сторону проходной, и тут с рейда подходит очередной бот с американскими матросами. Человек, наверное, 30. Галдят, что-то обсуждают. И вдруг - бабах, грязный банан падает на мою белую рубашку. Диспетчер это видела, она подошла к офицерам, сопровождавшим матросов, и что-то им сказала. Я только услышал слова «советский капитан». Один из офицеров тут же построил в шеренгу свою команду и стал выяснять, кто это сделал. Подходит к одному матросу: «You?». Тот молчит, а он ему - бах кулаком по морде! К другому подходит: «You?», и снова - бах! К третьему «You?» - и по морде. После экзекуции офицер подошел ко мне, правую руку под козырёк: «I’m sorry, captain!». Я ему: «No problem». Вот как уважали нашу страну. 

Капитан Семашко даёт интервью приморскому телевидению. 1969 год. Фото: Из личного архива / Из личного архива Анатолия Семашко

- В последние 5-6 лет участились случаи нападения пиратов на гражданские суда и не только бегающие под российским флагом. Как вы думаете, почему?

 - Потому что в начале 70-х годов изменилась военная концепция на море: корабли не топить, не торпедировать, а захватывать в качестве трофея. Сейчас есть вертолёт, высадил на борт спецназ - и всё! Пираты и иностранные военные, зная, что советские моряки не сдают свои суда, никогда не нападали на нас. Хотя мы имели информацию, что в районе Инодонезийского архипелага, в районе Малой Азии, нападения происходили и происходят регулярно на суда других государств. Даже в районе Южной Америки ребята баловались. Но нас боялись. Повторяю: суда были государственной собственностью, а не каких-то фирм и компаний-однодневок. 

- Если траулер «Олег Найдёнов» - частная собственность компании из Мурманска, почему такая шумиха вокруг этой истории?

- Я думаю, что если бы среди руководства этой фирмы не было влиятельных людей, наверное, никто бы и не шумел. Это частный пароход под российским флагом. Флаг определяет принадлежность к стране. И всё! Капитан говорит, что к его лбу приставляли пистолет. А откуда пираты знали, что он - капитан? Я смотрел по телевизору репортаж из Сенегала о задержании «Олега Найдёнова» и не понял, бомжи это или команда траулера. Сейчас даже таксисты носят форму, а здесь капитан в задрипанной майке, непонятно каких штанах. Нам говорят, что капитан заявил протест. А он не может заявить протест! У него Устав на одном листе. Он представляет компанию, а не государство. Какой он тогда протест может заявить? 

- Помните чёрно-белый фильм «ЧП» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, где было  показано нападение на советский танкер? Ведь он снят на основе реальных событий… 

- Это было не нападение, а захват. Это была политическая акция марионеточного правительства Тайваня против нашего государства с подачи американцев. Но это уже другая история. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах