aif.ru counter
Сергей Кожин 1388

Почему морские пираты не боятся русских моряков

Статья из газеты: АиФ-Приморье № 03 15/01/2014

Задержание военными Сенегала российского рыболовного судна «Олег Найдёнов» в 46 милях от побережья Гвинеи-Бисау стало в начале года едва ли не самой обсуждаемой в нашей стране новостью.

Капитан Семашко в музее им. В. Арсеньева.
Капитан Семашко в музее им. В. Арсеньева. © / Сергей Кожин / АиФ

Сенегальские военные обвинили российских рыбаков в незаконном лове рыбы в водах своего государства и задержали судно «Олег Найдёнов». 

Между тем, по информации представителя компании судовладельца «Феникс» (Мурманск), судно вело промысел с соответствующими разрешениями. На борту траулера - 62 гражданина России и 23 - Гвинеи-Бисау.  

Досье
Анатолий Семашко родился 7 ноября 1937 г. Окончил Дальневосточную мореходную школу, Дальрыбвтуз. Работал капитаном на многих судах, в том числе 12 лет - капитан-директором рыбомучной плавбазы «Алексей Чуев». В общей сложности отдал рыбной промышленности России 40 лет. Награждён орденами Дружбы народов и Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «300 лет Российскому флоту».
  Своим видением скандальной ситуации, случившейся у западной оконечности Африки, с корреспондентом «АиФ - Приморья» поделился Анатолий Семашко, бывший капитан-директор рыбомучной плавбазы «Алексей Чуев», Заслуженный работник рыбного хозяйства РФ.  

Русские в авторитете 

- Во времена Советского Союза ничего подобного бы не произошло. В те годы флот,  рыбодобывающий и торговый, был государственной собственностью, а капитан судна - представителем государства. Устав рыбопромыслового флота СССР был почти военным. Его утверждали ЦК КПСС, Генпрокуратура, КГБ, профсоюзы. У капитана была непомерно тяжёлая ответственность перед государством. Капитан плавбазы утверждался Министерством рыбного хозяйства. И за проступки его привлекали к ответственности, как государственного преступника. Если говорить о Советском Союзе, то свою собственность государство охраняло на всех морях и океанах. У нас в Индийском океане была мощнейшая группировка - 80 кораблей. Всё западное побережье Африки контролировалось нашими боевыми кораблями. 

- В Сенегале наше судно задержали военные. Но есть ещё и пираты, для которых законы не писаны, и от которых тоже немало проблем гражданским судам. Не приходилось ли вам с ними сталкиваться?    

- В 1974 году, когда я ходил в кругосветку с курсантами Дальрыбвтуза на учебно-производственном судне «Квадрант», у меня была карта с указанием дислокации наших боевых кораблей на протяжении всего моего маршрута. И я знал: если с нами что-то  случится, мне достаточно дать в эфир специальный кодированный сигнал на определённой частоте, и помощь придет незамедлительно. Я даже проходил инструктаж, как действовать в случае нападения пиратов. Это во-первых.

капитан Семашко поднимается в рубку плавбазы «Алексей Чуев». Фото: Из личного архива / Из личного архива Анатолия Семашко

Во-вторых, иностранные государства боялись и уважали СССР. Со мной был такой случай. Прохожу я на «Квадранте» пролив 9-го градуса, самый опасный по тем временам район. Тогда много писали о пиратах мадам Вонг, так это как раз там. Шли мы ночью при погашенных огнях. Помощник мне докладывает: «Нас догоняют две быстроходные цели». Это были пираты. Они нас догнали, осветили прожекторами трубу, а на трубе - красный флаг и с двух сторон - серп и молот. Пираты тут же развернулись и скрылись в темноте. На советские суда боялись нападать! В Советском Союзе единственное нападение было в районе восточного побережья Африки на гражданский корабль Таллиннского пароходства. Корабль стоял на рейде. Капитан по трансляции напрямую обратился к властям: «Нападение на советское судно! Очевидно, нападают пираты. Снимаюсь с якоря, выхожу в море». Он поднял якорь и вышел в море. Когда власти подошли на катере к нашему судну, около него плавали 12 трупов. Вот так эстонские моряки оборонялись - ломами и кипятком.      
- Почему же тогда синегальцы арестовали российское судно, если наших моряков готовят к борьбе с пиратами?   

- Потому что это сброд, а не команда! В советское время ни один экипаж не позволил бы себя захватить. В аналогичной ситуации советский капитан никогда бы не остановился. А этот попался. И мурманчане ни хвоста рыбы от него не увидят. 

«Нас боялись»

- В советское время наши рыбаки и моряки частенько заходили в иностранные порты, где не было российских военных. Наверняка, против граждан социалистического государства были провокации?

 - Где не было наших военных, там работал авторитет нашей страны. В 1968 году, мне тогда был 31 год, на пути в Антарктику мы зашли в Сингапур. На рейде стояло авианосно-ударное соединение США, с кучей кораблей охранения. И боты с матросами и морскими пехотинцами мотались от берега и обратно, как челноки. На берегу, прямо на вокзале, была размещена их радиостанция, а по городу барражировала военная полиция. В тот раз я пошел в город один. Как полагается, в шортах и гольфах, знаков отличия нет, но весь в белом и в очках. На берегу в диспетчерской подаю документы девушке-диспетчеру, так, мол, и так, капитан советского судна. Отметился, иду по причалу в сторону проходной, и тут с рейда подходит очередной бот с американскими матросами. Человек, наверное, 30. Галдят, что-то обсуждают. И вдруг - бабах, грязный банан падает на мою белую рубашку. Диспетчер это видела, она подошла к офицерам, сопровождавшим матросов, и что-то им сказала. Я только услышал слова «советский капитан». Один из офицеров тут же построил в шеренгу свою команду и стал выяснять, кто это сделал. Подходит к одному матросу: «You?». Тот молчит, а он ему - бах кулаком по морде! К другому подходит: «You?», и снова - бах! К третьему «You?» - и по морде. После экзекуции офицер подошел ко мне, правую руку под козырёк: «I’m sorry, captain!». Я ему: «No problem». Вот как уважали нашу страну. 

Капитан Семашко даёт интервью приморскому телевидению. 1969 год. Фото: Из личного архива / Из личного архива Анатолия Семашко

- В последние 5-6 лет участились случаи нападения пиратов на гражданские суда и не только бегающие под российским флагом. Как вы думаете, почему?

 - Потому что в начале 70-х годов изменилась военная концепция на море: корабли не топить, не торпедировать, а захватывать в качестве трофея. Сейчас есть вертолёт, высадил на борт спецназ - и всё! Пираты и иностранные военные, зная, что советские моряки не сдают свои суда, никогда не нападали на нас. Хотя мы имели информацию, что в районе Инодонезийского архипелага, в районе Малой Азии, нападения происходили и происходят регулярно на суда других государств. Даже в районе Южной Америки ребята баловались. Но нас боялись. Повторяю: суда были государственной собственностью, а не каких-то фирм и компаний-однодневок. 

- Если траулер «Олег Найдёнов» - частная собственность компании из Мурманска, почему такая шумиха вокруг этой истории?

- Я думаю, что если бы среди руководства этой фирмы не было влиятельных людей, наверное, никто бы и не шумел. Это частный пароход под российским флагом. Флаг определяет принадлежность к стране. И всё! Капитан говорит, что к его лбу приставляли пистолет. А откуда пираты знали, что он - капитан? Я смотрел по телевизору репортаж из Сенегала о задержании «Олега Найдёнова» и не понял, бомжи это или команда траулера. Сейчас даже таксисты носят форму, а здесь капитан в задрипанной майке, непонятно каких штанах. Нам говорят, что капитан заявил протест. А он не может заявить протест! У него Устав на одном листе. Он представляет компанию, а не государство. Какой он тогда протест может заявить? 

- Помните чёрно-белый фильм «ЧП» с Вячеславом Тихоновым в главной роли, где было  показано нападение на советский танкер? Ведь он снят на основе реальных событий… 

- Это было не нападение, а захват. Это была политическая акция марионеточного правительства Тайваня против нашего государства с подачи американцев. Но это уже другая история. 



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Где сборная по гребле готовились к Первенству мира?
  2. Почему в роддоме рассказывают о безопасности на дороге?
  3. Законно ли существовать за счет грантов?
  4. Как получить звание почетного донора в Приморье?
  5. Приморье останется без китайских яблок и персиков?
  6. За что задержан экс-глава похоронной конторы во Владивостоке?
Самое интересное в регионах
Роскачество