Прыжки с парашютом всё больше популярны в Приморье. Уже вроде и неприлично не сигануть с почти километровой высоты, чтобы ощутить на себе все прелести свободного падения.
Десятки желающих не останавливают даже трагедии, подобные той, что разыгралась в начале марта в Шкотовском районе. У 26-летней жительницы Находки не раскрылся парашют...
- Этот вид спорта жёстко регулируется в системе ДОСААФ. Парашютисты не имеют права на прыжок без прохождения многочисленных предварительных процедур, - говорит руководитель федерации парашютного спорта Приморского края Игорь Иващенко. - Техника обязательно должна пройти регламент, получить допуск. На каждое устройство, которое входит в парашютную систему, ни всю систему целиком выдаётся паспорт. В последние годы ЧП по причине отказа парашютной техники фиксируется немного. А вина за серьёзные происшествия с участием тех, кто прыгает впервые, всегда лежит на организаторах. Они должны предусмотреть всё.
- Да, любой желающий может создать организацию, назвать её парашютным клубом. Купить «бэушную», списанную, не прошедшую никаких регламентов, сертификаций технику. И организовать прыжки. Что, на мой взгляд, и произошло в Новороссии. Люди решили заняться коммерческой деятельностью, и вот, к чему это привело.
- А почему вы не ставите вопрос ребром?
- Федерация - общественная организация, мы не имеем рычагов воздействия на подобные формирования. Можем только негодовать. И рекомендовать парашютистам не прибегать к услугам подобных клубов. Есть авиционно-технический спортивный клуб в Арсеньеве, он целиком подчиняется законам и правилам ДОСААФ. А клуб в Новороссии никому никак не подчиняется. Кто им разрешил проводить прыжки - вопрос к следствию.
На лыжне стоять опасней
- Сегодня «зависнуть под куполом» просто: плати - лети. На что обратить внимание, к кому идти за советом, чтобы быть уверенными в своей безопасности?
- В первую очередь, запросить лицензию на занятия парашютной деятельностью. В той же Новороссии на этом вопрос сразу бы закрылся. В случае отсутствия таковой я бы развернулся и уехал. Во-вторых, посмотреть на техническую базу. Есть ли специальный класс, тренажёры для отработки штатных и нештатных ситуаций, наглядные материалы? У инструкторского состава должны быть допуски, документы на право такой деятельности. И, само собой, трезво оценить положение дел. Если подготовка проведена правильно, в соответствии с нормами, то это очень безопасный спорт.
- Да ну!
- Он гораздо безопаснее того же горнолыжного спорта. Парашютисты в разы меньше получают травм, чем горнолыжники или сноубордисты. Это абсолютно точно, я, среди прочего, ещё и горными лыжами достаточно серьёзно увлекаюсь. При хорошей подготовке максимум, что может получить новичок - травму. Например, офисный работник, который годами сидит в кресле, на службу ездит на машине, дома отдыхает у телевизора. И вдруг появляется идея стать парашютистом. Он не подготовлен физически. У него, возможно, лишний вес. При приземлении он может травмироваться просто за счёт того, что у него нетренированное тело.
- Многие после дебюта хотят «ещё»?
- Нет. В основном человек проверил себя, решил, что он может, - и достаточно.
- А страшно прыгать?
- Очень. Даже не в первый раз, а во второй. Сужу по опыту и своему, и моих друзей. Сначала ещё не очень понимаешь, что тебя ждёт. Подошёл, прыгнул, а потом приходит страх. Второй прыжок - другое дело.
Лучшие на востоке
- Насколько прижился парашют в Приморье?
- Этот вид спорта очень дорогой. Мы никакой помощи от государства практически не получаем. Всё строится на личном энтузиазме. И на инструкторском составе, который был воспитан еще в советское время, когда подготовка была в высшей степени качественной. Тем не менее, люди идут, занимаются. Несмотря на все трудности, уровень спортсменов в Приморье достаточно высок. Наверное, на Дальнем Востоке мы лучше всех.
- Подготовка с «нуля» - это серьёзно?
- Хороший инструктор имеет большой психологический опыт работы с людьми. Он может сразу определить, готов ли человек к первому прыжку. И если тот серьёзно нервничает, отговорить его. Клуб имеет право отказать в прыжке любому без объяснения причин.
- А если кандидат не отдаёт себе отчёта, что, например, из-за проблем с сердцем он рискует? Стресс, да ещё какой!
- Первый прыжок - ознакомительный. Тем не менее, каждого кандидата обязательно осматривает врач: давление, пульс, общее состояние. На «перворазника» оформляется страховка. Для решивших прыгать дальше предусмотрена более серьёзная теоретическая подготовка - не менее 30 часов (в первый раз - три часа). И всесторонняя медкомиссия.
- Желающих испытать себя много?
- Если погода позволяет, каждую субботу-воскресенье (прыгаем только по выходным) бывает от 20 до 50 человек. Работаем круглый год. И зимой бывает достаточно комфортно прыгать, и летом затруднительно из-за жары.
Олимпийский резерв
- Что даёт статус федерации?
- Мы - общественная организация, зарегистрированная в Минюсте. Аккредитованы в краевом департаменте спорта. Сегодня мы единственная организация, имеющая право представлять интересы парашютистов в Приморье. На основании результатов региональных соревнований вместе с департаментом мы формируем сборную, которая выступит за край на российском и международном уровнях. Несколько наших спортсменов удачно выступили в 2012 г. в подмосковной Коломне на соревнованиях «Рекорд России» в классе «Большие формации». Наша пятёрка оказались в рекордном составе, их достижение ¬ 40 человек, собранных в свободном падении - стало мировым.
- Региональные, международные состязания... А почему не олимпийский вид спорта?
- Теоретически это возможно. На Олимпиаде в Сеуле во время показательной программы парашютисты приземлялись на центральный стадион. Это было очень красиво, зрелищно. Возможность включения в олимпийскую программу рассматривают, у некоторых дисциплин перспектива есть. Всё упирается в систему судейства, в олимпийских видах спорта оно идёт в режиме он-лайн. У парашютистов оператор снимает работу команды в воздухе, потом судьи работают по видеозаписи. А в скоростном пилотировании, на точность приземления у нас судейство ведётся также он-лайн. Мы оптимисты и надеемся на олимпийскую перспективу парашюта.
- Планы на год?
- Часть спортсменов полетят за свой счёт на сборы в США. В мае поедем в Коломну. Планируем устроить там сборы дальневосточников. Летом в Приморье пройдёт кубок по точности приземления. В сентябре-октябре в Арсеньева запланированы два кубка, много дисциплин. Очень интересно, очень зрелищно. Наблюдать за действом могут все желающие. Соревнования завершают сезон, парашютисты подходят к ним на пике своей формы.
- Семья поддерживает вас в вашем увлечении?
- Они смирились. Жена Лариса прыгала. У старшего сына Никиты третий разряд, прыгал сам, в тандеме, возможно, дальше будет заниматься. Младшая дочка Полина не прыгала и не хочет. Разумная девочка.
Досье
Игорь Иващенко. 47 лет. Родился в Куйбышеве, ныне Самара. Парашютом увлёкся ещё подростком. До армии совершил три прыжка, получил третий разряд. Потом был долгий перерыв, начал заниматься на более серьёзном уровне с 2001 г. Учился на инженера-океанолога в ДВГУ, по распределению сначала попал на Камчатку, а потом перебрался в Приморье. Спортсмен-перворазрядник, категория «D» по международной квалификации - может совершать прыжки на свой страх и риск.