Примерное время чтения: 12 минут
1420

Капитан Булатов: о дворянском титуле, космонавте Титове и морской романтике

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Приморье №13 26/03/2014
Капитан Борис Булатов.
Капитан Борис Булатов. / Из личного архива Бориса Булатова / Из личного архива

Знатностью своей фамилии Булатовы обязаны основателю рода Никите Булатову. Ему, поручику Лейб-Компанской гренадёрской роты Преображенского полка титул был дарован самой Елизаветой I за верную службу Отечеству 31 декабря 1741 года.

Подробнее о «стальной» фамилии Булатовых можно прочесть в книге «Булатовы сибирские» историка Ивана Шихатова. А тут - трудно поверить себе, но мы в гостях у легендарного капитана Бориса Булатова в просторном доме в поселке Стеклянуха Партизанского района. В 1944 году 17-летний наследник рода перебрался из Омска во Владивосток. Причины тому две. Давняя мечта парня о море. И - «сталинский» указ (вот совпадение фамилий!) от 5 марта 1944 года «О создании мореходных училищ».

Символ 40-50-х годов ХХ века - автомобиль «Победа». Фото: АиФ / Анатолий Сердюк

Фёдор Устюгов: - Борис Георгиевич, а почему именно Владивосток, а не Одесса, не Ленинград, которые были в числе трёх городов, где появились морские «вышки»?

Борис Булатов: - Так решили на семейном совете: во Владивостоке жили мои родственники, в том числе мой дядя Борис Школин, капитан дальнего плавания. А направления выдавали в обкоме комсомола. Только почта не нашла Высшего владивостокского мореходного училища - в новинку было. И вызов пришёл из ТОВВМУ - военного училища. Когда попытался разобраться на месте, мне документы категорически не отдавали. Пришлось приложить немалые усилия, чтобы отдать документы по назначению.

- Вы были зачислены под № 8 первого набора. Чем он запомнился?

- Семеро человек передо мной были набраны здесь, во Владивостоке. Набор был большой, по 90 человек на судоводительском, электромеханическом и радиотехническом отделениях. Но людей не хватало, хотя сюда приехали желающие со всего Советского Союза. Добирали курсантов из школы мореходного обучения для рядового состава, даже без полных 10 классов.

Практика на минном поле

Первое испытание не только морем, но и огнём пришлось проходить в условиях войны с Японией. Первокурсникам пришлось поработать на американском судне типа «Либерти», на борту которого красовалось название, знакомое всем приморцам - «Сучан». Имя посудине было дано, видимо, в честь шахтёрского города, ныне именуемого Партизанском. А тогда «Сучан», перевозивший в корейский порт Расин (Ранжин) солдат и технику, едва не ушёл на дно, как в 1990-е годы реформ его былой тёзка. Попали на минное поле, два взрыва, но судно удалось довести до порта и благополучно разгрузить.

Борис Булатов говорит, что его ошибочно приписывают к юнгам огненных рейсов, он вообще скромно о своих заслугах рассказывает. Но, как ни странно, Родина его не забыла. В 1997 году указом президента России он был награждён медалью адмирала Ушакова. Вместе со многими - «За мужество и отвагу, проявленные в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов при перевозке оборонных и народно-хозяйственных грузов».

- Медалью эту ношу с гордостью, - говорит Борис Григорьевич.

Не удивительно, ведь она приравнивается к медали «За отвагу» для сухопутных войск.

Капитан Булатов старается не пропускать Парад Победы во Владивостоке. Фото: АиФ / Анатолий Сердюк

Титов в гостях у «Академика Королёва»

Многообразие человеческого общения капитан Булатов считает одним из главных подарков судьбы. Благодаря своей профессии он в этом смысле был щедро одарён.

Хотя одна встреча всё же самая запоминающаяся. Шёл 1968 год. В ноябре научно-исследовательское судно «Академик Королёв», на котором капитаном был Борис Булатов, стояло во Владивостоке. В то время таких современных судов было немного в нашей стране, а научно-исследовательское - вообще только одно. 

- У меня как раз были отгулы, - рассказывает Борис Георгиевич. - Вдруг звонок: «Срочно возвращайтесь на судно». Адмирал Николай Николаевич Амелько, в то время командующий Тихоокеанским флотом, выслал за мной машину.

- Примешь космонавта на борт? - спрашивает.

- Ну конечно, о чём разговор! - отвечаю я.

Научное судно «Академик Королёв». Фото: Из личного архива / Из личного архива Бориса Булатова

Титова сначала привезли в шикарный дом приёмов на 19-м км - там ему апартаменты приготовили. Но он, приехав на «Академик Королёв», походил по судну, посмотрел и остался на борту. Ему очень понравился громадный портрет Сергея Павловича Королёва, по словам «космонавт номер два» - это был лучший портрет «отца советской космонавтики». 

- О чём мы говорили с ним? Да обо всём. В его присутствии я чувствовал себя свободно. Запомнилось, что уже тогда, в 1968 году, он был уверен: на Луне будут первыми американцы, а не мы. Рассказывал, как они дружили с Гагариным, как их готовили к полёту и они до последнего момента не знали, кто будет первым, о том, как физически тяжело ему было в космосе.

Капитан Булатов и космонавт Титов. Фото: Из личного архива / Из личного архива Бориса Булатова

В те годы научно-исследовательские суда выполняли часть заказа оборонки. Например, с борта судна «Академик Королёв» запускали в космос ракеты «М-100» для зондирования атмосферы. С их помощью исследовались верхние слои атмосферы, что было очень важно для космонавтов. Ведь спускаемый аппарат не прямо летит к земле, а осуществляет «ныряющую» посадку - входит в атмосферу из космоса, потом выходит и так несколько раз - вроде как прыгает. Обо всех этих тонкостях и рассказывал Титов долгими осенними вечерами…

-Кстати, бар у нас тогда был полон спиртным - мы ведь только пришли из-за границы. Было всё, кроме русской водки. Но Титов признавал только её, поэтому ничего и не принимал - так, по рюмочке иногда мы пропускали вечером, покупая бутылочку. Так незаметно и пролетела неделя с космонавтом. 

Вскоре Борис Булатов перешёл работать в «Дальморепродукт». Через год возглавил кальмаровую экспедицию, в которой тогда наши рыбаки взяли два плана.

За рыбалку обидно

Отработав немало лет на судах торгового и научного флота, в Главприморрыбпроме, в «Дальморепродукте», в 1977 году Борис Булатов стал капитаном Владивостокского морского рыбного порта на долгие 15 лет. Интересуюсь, как он бы сравнил отношение государства к рыболовной индустрии с нынешним временем?

- Говорить буду откровенно. 90-е годы были страшными годами для флота вообще. Торговые сделки по отчуждению судов совершал те, кто захватил флот. Это ужасно. В мою бытность капитаном порта на рейде стояли сотни судов в ожидании причала и выгрузки, того, когда освободятся холодильники, когда дадут подвижные составы для отправки продукции по стране... 

Большой морозильный рыболовный траулер «Николай Чепик» готовится к путине. Фото: АиФ / Анатолий Сердюк

Самое страшное, что к руководству промышленных, производственных предприятий в результате этого смутного времени попали люди, которые потом свои должности или продавали или дарили своим близким. Это ярко проявилось в рыбной промышленности. Из-за этого несоответствия в нашей экономике и политике у нас исчез рыболовный флот. Работали флотилии краболовные, рыболовные, китобойные. Огромные суда. Вспомните «Советскую Россию». Куда делись огромные краболовы? Их нет. Куда они делись? Я доработался в порту до того, когда своими глазами видел, как морозильные камеры забивали автомобильными покрышками!

- Рыболовная отрасль поднимется?

- С точки зрения судостроения - нет: в обозримом будущем это совершенно невероятно. Судостроительный кластер, о котором говорят, - это утопия. Чтобы построить среднего класса судостроительное предприятие, надо в несколько раз больше денег, чем было вложено в АТЭС. Кроме того, сегодня за рубежом существуют мощные судостроительные верфи, которые смотрят в будущее, имея лучшее в мире настоящее.

Мы же уничтожили прошлое, у нас нет настоящего и очень ориентировочное будущее. Да к тому же у нас много дыр, которые надо в стране заделывать, исключая судостроение. У нас было рыбообрабатывающее судостроение - в Ленинграде и Николаеве. Где сейчас Николаев?

Капитан Борис Булатов. Фото: Из личного архива / Из личного архива Бориса Булатова

Потомственный русский

- Вы за событиями на Украине следите?

- А как же?! У меня много друзей украинцев было. Я бывал на Украине. Мой покойный младший брат, Заслуженный мастер спорта, чемпион и рекордсмен Европы, входивший в первую десятки мировых лидеров лёгкой атлетики Владимир Булатов, член олимпийских сборных, окончил Киевский институт физкультуры... Это только штрихи, но Украина мне не безразлична.

- Сегодняшняя Россия - справедливая страна?

- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Во-первых, с чем сравнивать? Во-вторых, я многое повидал на своём веку, и не скажу, что мы лучшие в мире. В Швейцарии, где я не бывал, говорят, лучшая в мире демократия. Может быть... Но я - потомственный русский, поэтому меня не тянет за границу, хотя во многих странах я был и мне очень, например, нравится Канада. Много стран хороших, красивых, но я - русский.

- Будущее у Росси есть?

- Вне всякого сомнения. И очень надеюсь, что неплохое.

Над океаном взметнутся паруса

В 1990 году, когда Борис Булатов трудился в рыбном порту, ему предложили хорошую работу в Сингапуре. На уровне министерства. А он узнал, что на Игры доброй воли в Сиэтл отбывает парусник «Паллада». Борис Георгиевич выбрал давнюю мечту - пройти под парусом по морям-океанам. И отправился в свой очередной рейс в качестве капитана-наставника. В книге «Булатовы сибирские» приводятся такие его строки: «На этом прекрасном парусном корабле, осуществляя детскую мечту, я совершил рейс через Тихий океан...».

А вам слабо, прожив такую долгую жизнь, остаться настоящим романтиком?

Парусник «Паллада» на фоне Золотого моста во Владивостоке. Фото: АиФ / Вадим Кочугов

Досье

Борис Булатов родился 19 сентября 1926 г. в Новосибирске. После окончания высшей мореходки работал на судах торгового, научного флотов. 15 лет был капитаном рыбного порта Владивостока, награждён орденом Отечественной войны и 17 медалями. Трое детей: две дочери Наталья и Татьяна и сын Владимир, которому 1 января 2014 г. исполнилось 18 лет. Собирается заниматься транспортной логистикой.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах