Решиться взять ребёнка из детдома непросто. Некоторые бездетные пары, лишь потратив на лечение годы и миллионы, наконец, приходят в детский дом. Некоторые усыновляют, помня о своём сиротском прошлом. Не последнее место в ряду приёмных родителей занимают обеспеченные люди, способные поднять на ноги тяжёлых детей. Эвелины Кравец просто увидела фото красивой девочки и решила, что этого человечка в детдоме быть не должно. Ей слово.
«Что ж, забирай»
На тот момент я была предоставлена самой себе: дочь Лиза выросла, и наши с ней жизни стали вращаться параллельно. В Элькиной фотографии я увидела себя маленькую, и это явилось мощным стимулом к действию. Кстати, психологи не советуют сразу привязываться к детям по фотографии, и это правильно. На самом деле, не всё так просто - понравился ребёнок, взял и забрал его, как подарок судьбы. Для того чтобы решиться на серьёзный шаг, я отучилась в заочной московской школе приёмных родителей. Психологи разложили по полочкам, какие проблемы могут возникнуть у меня с приёмными детьми. Во Владивостоке я также посещала индивидуальные занятия и групповые тренинги. Именно благодаря поддержке психологов я нашла в себе силы и очень захотела помочь детям.
С Элей мы познакомились год назад, в день её рождения, 5 апреля, девочке тогда исполнилось четыре года. А уже в июне мы были вместе. Собираясь ко мне, Элька спросила: «А зачем ты меня берёшь?» Я ответила: «Мне нужна такая доченька». Она довольно хмыкнула: «Что ж, забирай». Хотя детский дом для моего ребёнка был спасением. Двухлетняя малышка попала туда с жутким рахитом, думали, не выживет, настолько она была худая. Кровная мать бросала её на несколько дней, а девочка прятала в карманы хлеб, отщипывая по крошечке. Сам детский дом находится в посёлке Мысово, это в 20 километрах по бездорожью от Большого Камня. Он маленький, уютный, старшие не обижают младших. Эльку носили на руках, у неё была любимая воспитательница. У девочки сформировалась привязанность, и мне это помогло.
Страшно, если у маленького человечка нет потребности в любви, что часто бывает с детьми, брошенными с рождения. Они живут по принципу: «Меня не любят, и я не люблю». Это огромная проблема, как для приёмных родителей, так и для ребёнка.
Конечно, был период привыкания. На первых порах Элька пыталась предъявить мне претензии: «Ты меня бросала голодную». Я отвечала: «Нет, это не я тебя бросала». Сейчас она - моя, и по ощущениям младшая от старшей дочери почти ничем отличается. Ребёнок как ребёнок. Очень меня любит, называет мамочкой, на шею вешается. Я поняла, что если берёшь ребёнка, то делаешь это не ради него, а для себя. Он тебя лично ни о чём не просил. Ждать, что он начнёт тебе бесконечно выражать благодарность - глупо.
Старший сын
Эльку я взяла прошлым летом, а уже осенью у нас появился Данила, я взяла его из того же детдома. Он нарушил традицию, сложившуюся в приёмных семьях. Обычно, усыновляя второго ребёнка, ищут младшего по возрасту. У нас всё получилось наоборот, сыну тогда исполнилось 12.
Сейчас Данилка потихоньку начал называть меня мамой, привыкает ко мне, но не так легко, как дочка. Понимает, что старший, что Эльку нужно защищать и о ней заботиться. Но ему так хочется любимчиком, маленьким, младшеньким! Он может и вещи разбросать, и посуду не вымыть, и портфель забыть собрать, с мальчишками в этом смысле всегда труднее. Но эти проблемы решаемы. Хорошо, что в Школе приёмных родителей есть специалисты, которые поддерживают меня. Ведь бывает так, что родители, не справившись с проблемами, отдают детей обратно. В нелёгком деле приёмных родителей важно иметь проводников, и это значительно сокращает количество возвратов.
Сегодня психологи советуют мне не загружать Данилу, дать ему время спокойно побыть дома. Привыкнет - пойдём записываться в кружки. Для сына важно окружение, чтобы над ним не смеялись, понимали его. Возможно, для него подойдёт туристический кружок, фотография, какой-нибудь вид спорта. Данила труднее сходится с людьми, чем дочка. Что ж, все дети разные. Верю, и это мы переживём.
Не до скуки
В прошлом я преподавала в школе английский. Но, знаете, педагогическое образование для многих приёмных родителей становится камнем преткновения. По статистике, в 70% «педагогических» семей приёмные дети не приживаются. Учителям часто не хватает гибкости, они становятся заложниками неких незыблемых правил, но в случае с приёмными детьми они не срабатывают.
Финансовый вопрос? Конечно, нас выручают социальные пособия, ведь я воспитываю детей одна. Дочка как-то спросила: «А где мой папа?». Я ей честно ответила: «Не знаю», и пока такой ответ её устраивает. Когда нет ни папы и ни мамы - лучше пусть будет мама.
Если раньше я могла с работы прийти и плюхнуться с книжкой на диван, то сейчас - без вариантов. Конечно, у любой мамы должно быть свободное время. Иногда хочется всех разогнать и хотя бы день никого не видеть, спокойно посидеть посмотреть телевизор, отдохнуть. Но я не о чём не жалею. Жизнь крутится, только быстро-быстро! Были бы только деньги и доделанный ремонт. Честно говоря, для себя жить скучно. А теперь мне не до скуки. Есть желание взять ещё одного мальчика. Очень хочется, чтобы из детских домов забрали всех.