Класс традиционно делится на гордых отличников, аккуратных хорошистов, равнодушных троечников и на тех, у кого в дневнике с каждым годом всё чаще рисуются двойки. По данным управления образования администрации Владивостока, в 2014-м в средних школах города второгодников нет. Значит, двоечники исправились? Но проблема - реальна и ощутима. Так считает нейропсихолог Татьяна Кацура.
Точная карта тела
- Татьяна Николаевна, многие родители винят в плохих оценках учителей, мол, не сумели объяснить, ребёнок не понял…
- Чаще всего причина двойки не в плохом учителе, а в объективных причинах, корни которых растут с раннего возраста. Если у ребёнка возникают трудности с точными предметами, то, скорее всего, у него изначально плохо сформированы пространственные функции. К примеру, малыш, хочет взять погремушку - и не достаёт её, для этого нужно до неё дотянуться. Так начинается формирование пространственных представлений на телесном уровне. Что если у ребёнка пропущен этот важный этап? Он не ползал, простоял в ходунках - был ограничен в движениях.
А какую огромную роль играют дворовые подвижные игры! Популярные во все времена прятки развивают слуховое и зрительное внимание, ориентирование. Нужно суметь соотнести себя с деревом, за которым спрячешься. Прикинуть по звуку шагов - куда мог убежать и спрятаться шустрый Петька? Прежде всего маленький человек должен разобраться в понятиях: вправо-влево, ближе-дальше, раньше-позже, перед за... Иначе будет трудно овладеть математикой.
- А когда ребёнку не даются гуманитарные предметы?
- Если хромает грамотность, то, скорее всего, ученик не хочет или не может действовать по правилам. Конечно, есть дети, у которых как бы врождённое чувство языка, возможно, здесь дело в любви к чтению или хорошей зрительной памяти. Но если ребёнок уже в сотый раз повторяет правила про «жи-ши» и всё равно выводит «ы», такого уникума важно организовать, научить выполнять правила в игре. Трудно вписаться в какие-либо рамки и творческим личностям. С другой стороны, можно ли добиться успеха, если жить только по правилам? Наверное, нужно уметь и выполнять, и нарушать правила, и мудрость заключается в умении различать, где и как нужно действовать.
- Согласно новым веяниям, структура урока стала более свободной. Находится время и попрыгать, и парты передвинуть…
- И это замечательно. Современные дети быстро утомляются, они часто перегружены предметами, кружками, редко гуляют. Им не до творчества, фантазии. Мозг недостаточно снабжается кислородом. Нужно давать им организованные паузы, пусть попрыгают, тогда соображать будут лучше.
Всё сначала
- К тому, что ребёнок - двоечник, привыкают учителя и одноклассники. Как разрушить стереотип?
- Ярлык навесить легко, тем более в начальной школе, где авторитет учителя довольно высок. И если преподаватель сказал, что Вася - плохой, то в это безоговорочно верит весь класс. Это обидная ситуация. Ребёнка водят в развивающие центры, нанимают репетиторов. И вроде бы он готов исправиться, и что-то начинает делать лучше. Но не всегда окружающие это замечают. Поэтому, пройдя вместе с ребёнком коррекционный путь у психологов, стоит подумать о смене школы, чтобы пойти туда, где его не знают, где есть шанс начать заново.
Американцы проводили серьёзное исследование личностей, которые добились успеха в жизни. Они пытались найти в них общие качества. Совпадало лишь одно - все эти люди с детства волею обстоятельств вынуждены были часто менять коллектив. В каждом новом месте они научились быстро адаптироваться, завоёвывать себе авторитет, друзей. На них не было ярлыка.
- А какой стресс вызывает случайная тройка у закоренелой отличницы!
Учиться самому
- Как быть с плохими оценками в старших классах?
- Для подростка на первое место выходит общение со сверстниками, учёба отодвигается на задний план. А вообще, в старших классах кардинально исправляться очень трудно. И если для ребёнка невыносимо сложны черчение или геометрия, сделайте упор на любимых предметах, развивайте сильные стороны. Смиритесь с тем, что ваше чадо не станет инженером или архитектором. Ну, получили тройку по нудной химии, и ладно. Зато выиграли олимпиаду по истории.
- Известно, что Эйнштейн в школе по математике двойки получал…
- Учителя призывают всё время контролировать детей в выполнении домашнего задания…
- Главное - предоставить ребёнку возможность учиться самостоятельно. Не решать за него задачки и не подсказывать на каждом шагу. Обратите внимание, какие любопытные и настойчивые малыши. И как часто бывает, что чем старше становятся дети, тем быстрее они сдаются, уходят от поставленной задачи. Потому что за них всё делали родители, не давая шанса на собственное развитие. Наилучшее открытие - то, которое ребёнок сделал сам. Это гораздо больше, чем пятёрка. Что касается двоек, то всё-таки их необходимо исправлять.