В середине мая к берегам рыбного порта во Владивостоке пришвартовалась крупнейшая в мире плавбаза «Всеволод Сибирцев».
Перестой на берегу был недолгим. Уже на этих выходных судно отправилось на очередную путину. Девятимесячный поход ознаменуется добычей знаменитой сардины иваси, которой не было в морских просторах больше 25 лет. В прошлом году эта рыба вновь появилась - «Доброфлот» стал первой компанией в России, которая выпустила знаменитые пресервы «иваси» «Сделано в море».
«Всеволод Сибирцев» сразу же поразил своими размерами и необычной расцветкой. Как оказалось на судно были нанесены разноцветные международные сигналы, которыми обмениваются корабли в море. Размеры плавбазы впечатляют: длина - более 179 метров, ширина - 28 метров, высота от киля до клотика - 45 метров, водоизмещение - больше 26 тысяч тонн. Не заметить такой корабль – невозможно. Построен он в 1989 году в Финляндии. Однако в последние годы судно оказалось за границей.
- Плавбаза была продана китайцам. Потом мы выкупили её обратно. Сделали ремонт и подготовили ее под производства продукции в открытых водах Мирового океана. В прошлом году был реализован уникальный проект по возобновлению промысла сардины иваси», - заявляет управляющий ГК «Доброфлот» Александр ЕФРЕМОВ.
Каковы советские технологии рыбной промышленности?
На сегодняшний день этот плавзавод единственный выпускает пресервы «Сделано в море». Кроме того, «Сибирцев» производит консервы, и мороженую рыбу. Фабрика на судне выпускает 400 баночек в минуту. Уникальность в том, что плавбаза работает на свежем сырье. Если рыбу заморозить, потом разморозить, кристаллы льда порвут ткани рыбы и межклеточная жидкость выйдет наружу, а также нарушится структура жировой ткани – хранилища Омега 3. Вкус пресервов иваси сделанных в море невозможно спутать с другой продукцией. В этом году планируется произвести 50 миллионов банок с рыбой.
Старший помощник капитана Роман ГОРДИЕНКО, рассказал, как ловят долгожданную рыбу ивась. Делается это кошельковым неводом. Невод в течение полутора лет изготавливали в компании, вышел 200 метров в высоту и более километра в длину. По его словам, судно приборами для поиска рыбы определяет косяк и обметывает его. После этого начинает его выбирать. Весь мотоботами привозят на плавзавод.
Рыба принимается и охлаждается с добывающих судов через палубные бункера. Один такой бункер вмещает 200 тонн. Потом улов переходит в подпалубные бункера общим весов 360 тонн, где рыба вперемешку со льдом хранится уже большее количество времени. Они теплоизолированы и поддерживают постоянную температуру около нуля градусов. Оттуда рыба подается на конвейер через специальные шиберы, а дальше направляется на машинную или ручную разделку. Затем уже разделанная тушка рыбы идет на набивочные машины, которые набивают баночки рыбой. Но автоматическая набивка используется при производстве сайровых консервов.
- Иваси в банки укладывают женские руки. Для этой продукции запущен пресервный цех. Там все укладывается вручную, поэтому мы создали 80 рабочих мест для укладчиц, - говорит Александр Ефремов.
Из иваси компания будет производить пять видов рыбной продукции, среди которых не только пресервы и консервы, но и рыбий жир и рыбная мука. Если говорить о рецептуре, то здесь она классическая - рассол-тузлук и рыба. Баночки заливаются этим самым рассолом, и дальнейшее созревание происходит за счет собственной ферментации.
Именно ферментация дает этот божественный вкус, который, даже несмотря на 25-летнее отсутствие ивася врезан в память потребителя. Александр Ефремов уверен, что пресервы «Иваси» стали популяризатором такого блюда «сельдь под шубой».
- Для меня была загадкой популярность салата «Сельдь под шубой». Я не понимал раньше, почему вот этот странный рецепт так популярен в народе до тех пор, пока не попробовал в прошлом году салат с иваси – так он делался в Советском Союзе. Я считаю, что, может, это дело и не великое, но чтобы на наш народный стол вернулось это хорошо известное блюдо в его истинном проявлении - для этого мы и работаем. Это не полет в космос, не какая-то глобальная вещь, но она важна. 25 лет рыбы не было, теперь она вернулась», - рассказывает управляющий ГК «Доброфлот».
Для кого отдых и духовность?
Экипаж судна насчитывает 478 человек, половина из которых женщины. На плавбазе живут и работают молодые семьи. Для молодых семей устроиться на «Сибирцев» очень выгодно и престижно, так как для них обеспечены и места отдыха. Одно из них спортзал, который ничем не отличается от фешенебельного фитнес-центра на суше. Боксерская груша, гантели и тренажеры пользуются большой популярностью у моряков. Весь инвентарь предоставила известная компания «Р- фитнес».
- Доброфлот» уделяет большое внимание спортивной составляющей на судне. Наш красивый и современный тренажерный зал тому подтверждение. Здесь достаточно всего, чтобы стать сильным и тренированным, - говорит Роман Гордиенко.
После тренировок моряки могут сходить на спа-процедуры . На судне две современные и отремонтированные сауны. Есть и большой бассейн, который отремонтировали совсем недавно. Он выкрашен в морской цвет, поэтому экипаж его называет «большая синяя купель».
Немаловажное значение, уделяется здоровью моряков. Лазарет «Всеволода Сибирцева» оснащен по последнему слову техники. Первый кабинет - стоматологический, второй - терапевтический. Всего в медицинской части имеется 10 койко-мест, чего достаточно для такого количества членов экипажа.
- За последний рейс, который длился девять месяцев, мы вылечили больше ста зубов. Заболевания полости рта это профессиональные болезни моряков. Мы готовы лечить и кисты и воспаления десен. Компания вкладывается в оборудование, приобретает качественные медикаменты, - рассказывает заведующий лазаретом Виктор ТРУХНО.
В медчасти свою службу несут четыре человека: стоматолог, хирург, фельдшер и санитарка. По признанию врачей, они оказывают помощь и больным с других судов, которые зачастую находятся в море без должного медицинского сопровождения.
Что за город в море?
За день до отхода на плавзаводе освятили православный храм Святителя Николая Чудотворца. Молебен провел Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин.
- Дай бог, чтобы никто не болел здесь. Хочется, чтобы все трудились, добывали пищу человеческую и зарабатывали себе на хлеб. Я знаю как это тяжело, ведь мой брат тоже ходил на плавзаводах и рассказывал мне, что сильно уставал. Он выходил к борту и говорил: «Миленький океан, пошли нам шторм, чтобы была возможность отдохнуть», - поделился своими мыслями Митрополит Вениамин.
В рейс вместе с моряками вышел батюшка, который будет поддерживать духовную основу на всем корабле. Любой член экипажа может придти в храм, поставить свечку и помолиться.
Путешествуя по судну, убеждаешься, что на огромной плавбазе создан настоящий «город», со всеми благами цивилизации. У каждого члена экипажа есть возможность зайти в интернет, пообщаться по видеосвязи с родными и близкими. Для этого весь корабль оснащен вай-фаем.
- Работается не в тягость, ведь поставлены грандиозные задачи и их хочется выполнить. Сделать еще больше и лучше. Будет рыба - будет всё! - заключает капитан КРКПБ «Всеволод Сибирцев» Сергей ЯКОВЕНКО.
Анна ПАВЛОВА
Фото автора
КСТАТИ
«Всеволод Сибирцев» - последний в серии из трех судов класса «Содружество», плавбаза построена на верфи компании Rauma-Repola (с 2009 года STX Finland Cruise) в Раума, Финляндия. Назван в честь революционера и участника Гражданской войны Всеволода Сибирцева. Представляет собой промысловое рыбообрабатывающее судно, предназначенное для приёма от добывающих судов краба и рыбы-сырца и их переработки на консервы, пресервы, мороженую продукцию, рыбную и крабовую муку, жир, а также обеспечения добывающих судов всеми видами снабжения и обслуживанием.
ЦИФРЫ
В ближайшие 20 лет, по оценкам специалистов, строительство подобного судна в России невозможно.