С 1 сентября все без исключения школьники России начнут учиться по единой для всех основной общеобразовательной программе. Пожалуй, это главное базовое нововведение для нового учебного года. В Минобразования России уточняют – перемены коснутся, прежде всего, гуманитарных предметов. И это вызывает как положительные отзывы, так и дискуссии взрослых участников образовательного процесса - педагогов, родителей и сторонних экспертов.
Спорят с прочими новшествами или соглашаются с ними. Среди них – введение предмета начальной военной подготовки, привлечение учеников к общественным работам. Кроме того, родителей волнует, будут ли заниматься дети на уроках физкультуры согласно группе здоровья и насколько необходим портал психологической помощи.
Так легче для ЕГЭ?
Судя по заверениям чиновников от образования, хаос, идущий от 90-х годов, с разными учебниками, вольным выбором программ, педагогических целей и задач останется далеко позади. Но что из этого последует?
В мае 2023 года глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил, что 1 сентября образовательные учреждения должны перейти на единые программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Для массового внедрения единой системы по всем предметам понадобится два года.
Плюрализм мнений в учебных программах посчитали неудобным и даже вредным. Но почему изначально взялись за гуманитарные науки? Несмотря на явные плюсы отката к единообразию, многие преподаватели полагают, что изменения направлены лишь на повышение уровня сдачи экзаменов в старших классах.
«Моя задача – научить ребенка критически мыслить, то есть смотреть на то или иное событие или на личность в истории с разных сторон. Допустим, с именем Ивана Грозного связана не только опричнина, но и многие прогрессивные реформы в образовании. «Разносторонний подход помогает понять трагедию сильного человека у власти», —говорит учитель истории Иван Вяткин.
По словам педагога, единый подход заведомо сужает широту знаний, однако для успешной сдачи ЕГЭ или получения высокой оценки на ВПР он полезен.
«Мой муж военный, поэтому часто приходится переезжать из одного города в другой, и мои дети всегда испытывают стресс и комплексы, что они худшие. Это по причине разницы программ, подходов и требований к ученикам. Думаю, единообразие решит подобные проблемы», - парирует многодетная мать из Дальнегорска Татьяна Земская.
Не растить потребителей!
Не все солидарны с новым постулатом о том, что отныне учителя могут привлекать учеников к общественным работам без согласия их родителей. Ктото в ностальгии по традициям старой советской школы в восторге – наконец-то возьмутся за инфантильных лентяев! Но раздаются мнения – а не хотят ли детьми заменить дешёвый труд уборщиц?
«Министерство считает, что дети не приучены к труду? Смотря какие. У меня в клубе есть девочки, которые после школы идут в больницы - полы моют, подрабатывают. По нормальному приучать детей к труду нужно в пришкольных мастерских, водить школьников на современные предприятия. Давать возможность в каникулярное время зарабатывать деньги на пришкольных участках. «А уборщицам нужна достойная зарплата», —считает педагог дополнительного образования из Арсеньева Аркадий Нартов.
«Приучать к труду нужно, но только не так, как это делали у нас в школе, - выразила свою точку зрения психолог Анастасия Кутикова. — Это был формат унижения и попытка доминирования со стороны учителя. Нам говорили: «Молчите и работайте». Только семья может привить любовь к труду».
«Главное условие - грамотное разделение труда, - считает многодетная мама из Владивостока Анна Родина. - Чтобы вреда здоровью не было. Но дело нужное. Иначе дети привыкают быть потребителями. Порой учитель делает ребёнку замечание: «Подбери за собой бумагу». Он отвечает: «Я вам что, уборщица?» Возмутительно! Во многом я сторонник советского воспитания. Выросло поколение, которое с доски надпись стереть не может».
Тебе медаль!
Очень своевременное решение сверху, по мнению большинства, - допуск на уроки физкультуры после профосмотра и по разрешению врача. Специалисты по оказанию первой помощи приводят статистику за прошлый год - в школах страны 220 учеников умерло от инсультов и инфарктов. В этом шокирующем списке те, кому стало плохо на уроках физкультуры.
«В начале учебного года проводим уроки физкультуры в щадящем режиме для всех, - отреагировала на нововведение администрация школы Первомайского района Владивостока. - У нас много детей разных групп здоровья, и в данный момент врач, закреплённый за учебным заведением, это выясняет и всё четко прописывает. Определяет каждому ученику приемлемые нагрузки, будь то ребёнок с сердечно-сосудистой патологией, ДЦП и так далее».
Родители и учителя поддерживают инициативу о создании к концу 2023 года портала психологической помощи школьникам. Порадовало возвращение серебряных медалей выпускникам 11 классов, у которых в аттестате одна или две оценки «хорошо» и остальные «отлично».
«У дочери стабильная четвёрка по ОБЖ из-за разногласия с учителем, остальные предметы на отлично, - делится мама 10-классницы. - Хорошо, что теперь она сможет получить серебряную медаль и иметь льготы при поступлении в вуз. Для аналогичных случаев я бы ввела ещё и бронзовые! Хотя бы как поощрение за хорошую учёбу».
В программу по литературе вернули советские произведения «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия» и добавили зарубежных авторов. Родители родом из СССР не против – пусть дети как можно больше читают книг на патриотическую тематику. В то же время психолог Екатерина Кольцова полагает – школьники из 21 века порой не понимают мотиваций поступков литературных героев далёкого прошлого.
«Огромные тексты классической литературы написаны взрослыми для взрослых! И часто дети ничего не понимают из прочитанного - почему Екатерина в «Грозе» убивается по пустяку, Тарас Бульба убивает своими руками сына и так далее. Непонятны поведение, поступки и психология людей прошлых веков», - считает психолог.
Опять надевать противогаз?
Но больше всего противоречий в родительских сердцах связано с возвращением предмета НВП – начальной военной подготовки. От категорического отцовского – научитесь хотя бы маршировать, оболтусы, до нежного материнского – не пущу дитя на Зарницу!
«Если в советские времена каждый школьник мог надеть противогаз, собрать автомат, то сегодня что требовать от залипших в гаджетах детей?», – спрашиваю у тренера из Находки Александра Каплина.
«Подобная тематика затрагивается на уроках ОБЖ, но преподавательницы-женщины её не вытягивают. – полагает собеседник. - Не стоит вводить лишний предмет, сегодня средняя и старшая школа безмерно перегружена! Нужно усилить работу по патриотическому воспитанию, финансировать общественные организации. Есть много полезных проектов, в частности, от военных, людей грамотных и закалённых. Они могут научить многому и подрастающее поколение, и взрослых людей. При этом опросы показывают, что введение начальной военной подготовки поддерживают свыше 80 процентов родителей старшеклассников. Они утверждают, что на этих урока ребята получат полезные навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни».
Кстати, раз в неделю на занятиях «Россия – мои горизонты» ученикам 6-11 классов станут рассказывать о профессиях. Как сообщили в правительстве Приморья, в новом учебном году акцент сделают на создании новых профильных классов.
«Помимо педагогических, медицинских, инженерных, агроклассов, совсем скоро появятся курчатовские классы, Росатома, IT. Мы выбираем самые перспективные профили, опираясь на запросы современного рынка труда», - отметила председатель Правительства Приморья Вера Шербина.
КОММЕНТАРИЙ ВЛАСТИ
Министр образования Приморья Эльвира Шамонова
«Теперь у нас единый подход к образовательному процессу в России. Ранее ребёнок с одной территории переезжал на другую и сталкивался на уроках с тем, что он этого не проходил. Или был совсем другой учебник. Поэтому нам так необходимы единые учебники, единые программы, система образования в России всё упорядочивает. Учебный процесс останется интересным и познавательным, я в этом убеждена».
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Директор школы № 32 Павлина Проживина
«Дети будут получать знания одинаковые во всех школах. Ребёнок, который приехал из Владивостока в Москву, не должен потеряться в столичной школе. Не получит других учебников, не получит другую программу – и адаптация к новой школе пройдёт быстрее и безболезненнее. Мне импонирует, что в новых федеральных программах прописаны конкретные результаты, которых ребёнок должен достичь по окончании каждого класса. Что касается НВП, наша школа принимает участие в общероссийском движении «Юнармия». Думаю, что это интересно и для мальчишек, и для девчонок. Увидеть своими глазами мощь российской армии и ковать будущее военное России - дорогого стоит».