aif.ru counter
214

Когда поют руки. Чему учат в школе для слабослышащих?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. АиФ-Приморье № 50 12/12/2018
С виду уроки в школе для детей с проблемами слуха - вполне обычные.
С виду уроки в школе для детей с проблемами слуха - вполне обычные. © / Елена Жукова / АиФ

Написать о детях с ограничениями по слуху подвигло сразу несколько поводов. Во-первых, краевой специализированной школе-интернату, где они обучаются, исполнилось 55 лет. Плюс День сурдопереводчика, и декада инвалидов, что проводится в первую неделю декабря. По статистике, каждый десятый житель Приморья имеет проблемы со слухом. Что мы знаем о людях, которые либо совсем не слышат, либо слышат в узком диапазоне, обрывками звуков, голосов и шумов? К ним приклеился термин «иностранцы» в мире слышащих. У граждан обособленной республики жестовый язык, который не поймут, да и не хотят понимать, непосвящённые. Означает это оторванность глухих от социума?

И словом, и жестом

Отделение специализированной школы-интерната 1-го вида расположено в одном из кабинетов школы №19 Владивостока. Большинство глухих и слабослышащих детей края круглосуточно проводят пятидневку в главном корпусе в Сад-городе. А здесь, в отделении, обучаются 17 ребят от пятого до 11-го класса. В группе не более трёх человек. Они галдят, эмоционально откликаются на каждое слово преподавателя. Окружают меня с любопытством: весёлые, доброжелательные, открытые. Преподаватель на жестах и словах объясняет: «К нам пришёл журналист».

- У меня батарейка закончилась, - беспечно говорит один из парней, тут же переключаясь на жестовую болтовню с милой девушкой-одноклассницей.

Они называют любимые школьные предметы, в топ попадают алгебра, география, современная история, русский и литература. Одна из девочек посещает художественную школу и хочет выучиться на дизайнера. Парни серьёзно занимаются спортом. Мечтают стать массажистами, строителями, работать с компьютерами. А в Амурской области есть медицинский колледж, где набирают глухих и слабослышащих студентов со всего Дальнего Востока. Вспоминают прочитанные литературные произведения: «Грозу» Островского, «Незнайку в Солнечном городе», «Кота в сапогах».

- Тургенев «Му-му», - внезапно включается с разговор Антон, у которого «закончилась батарейка».

Литература - один из сложных предметов. На доске - сплошные иллюстрации: портреты классиков и их литературных героев. Значение слова или фразы может объяснить картинка (гаджеты в помощь!), да и самому учителю приходится показывать, перевоплощаться.

- Буквально вчера объясняла девочке слово «на цыпочках», пройдя по классу, - говорит учитель русского языка и литературы, завуч отделения школы Елена Николенко. - Опираемся на зрительное восприятие. Нашим ученикам трудно выразить мысль речью, поэтому вместо экзаменационного сочинения старшеклассники пишут изложение.

Елена Николенко работает в школе больше 15 лет. Чтобы научиться общаться с учениками, ей пришлось выучить азбуку буквенную и жестовую. Помимо 33 букв алфавита, можно одним взмахом показать целое слово, фразу, предложение. Солнце, ветер, а ещё - идёт снег, добрый день, спасибо, я тебя люблю…

- Эти дети, как правило, открываются людям, которые знают их язык, иначе сторонятся, - делится завуч, - Здесь мы создаём для них особую речевую среду. Важен диалог на уроке.

Учащиеся отделения относятся к категории слабослышащих. У них есть современные слуховые аппараты, настроенные на определённую частоту. Они очень чутко следят за каждым словом и движением собеседника, читают по губам, учатся воспринимать речь, писать, запоминать. Все дети с сохранным интеллектом. Часто их родители обращаются в школу за услугами сурдопереводчика. Существует даже индивидуальная программа реабилитации. Но важнее научить ребят выходить к социуму один на один.

Понять глухого

Сурдопереводчик, слабослышащая от рождения Наталья Колесникова, проводит классный час. Ученики поглощены эмоциональным рассказом о сектах. Родители пожаловались, что к детям подходят незнакомые люди, и на беглом жестовом языке агитируют их вступить в некое общество.

- Они немного наивные, бесхитростные, - говорит преподаватель. - То, что их обычные сверстники игнорируют, они принимают за чистую монету. Наша задача - предупредить об опасности.

Наталья Владимировна сама выпускница приморской школы-интерната. В 70-е годы способную ученицу отправили на курсы сурдопереводчиков в Москву, а затем в Уссурийский пединститут.

- Сначала моя речь была невнятная, - волнуясь, рассказывает она, - потом выправилась, да так, что преподаватели хвалили. Для меня диплом имеет огромное значение. Я люблю свою работу, своих учеников, они меня понимают, и мне… их просто жалко.

Наталья Колесникова, принимающая всё близко к сердцу, человек незаменимый. Её приглашают на всевозможные тусовки, начиная от конкурса «Мисс тишины», заканчивая лекциями для глухих в автошколе. Вызывают в СИЗО, милицию, прокуратуру. Несколько лет назад она участвовала в заседании суда, где давали показания 12 слабослышащих хулигана.

- Движения плавные, расслабленные, иначе у вас устанет рука, - учит с ходу жестовой азбуке сурдопереводчик. - Главное, понимать глухих. Знаете, с какой радостью меня ребята в автошколе (в Приморье организовали обучение глухих и слабослышащих вождению. - Ред.) встретили? Преподаватель не мог им объяснить элементарного слова обочина!

- А как они песни поют, и жестами, и голосом! - продолжает преподаватель. - Очень красиво поют руками. Аппараты помогают мелодию слышать.

- Мы просим ребят, чтобы они следили за событиями в мире, идут же строчки сурдоперевода в новостях, - добавляет Елена Николенко. - Один из учеников сегодня пришёл с вопросом про американский крейсер, который приблизился к нашим берегам. К сожалению, мало идёт передач с сурдопереводами.

Ученики школы активны - недостаток слуха заставляет мобилизовать другие возможности, включить жизненную смекалку.

Шаг из микромира

У них немало сложностей. К примеру, на приёме врача так теряются, что не только показать, но и написать о своих жалобах не могут. Жизнерадостные и раскрепощённые в своей среде, вне зоны комфорта они теряются.

- Многое зависит от человеческого внимания: кто-то пройдёт мимо, другой придёт на помощь, - делится Наталья Колесникова. - Со стороны обычных сверстников часто есть агрессия, бывает, и дураками называют. Случалось, когда стучали по слуховым аппаратам, а этого делать нельзя: сигнал идёт в мозг, принося нестерпимую физическую боль.

- Эти дети знают три языка - русский, дактильный - общение на пальцах рук и жестовый, - улыбается учитель русского языка и литературы Виктория Москвина. - На огромной скорости их язык становится секретным.

Педагог призналась - на благую идею об инклюзивном образовании пока она смотрит пессимистично. Если новичок в классе чуть выбивается из общепринятых норм, обычные дети его не принимают. Много жестокости. Слабослышащие чище душой.

Выпускники специализированого интерната сдают выпускной экзамен, подобный ЕГЭ, где пропускная система и видеокамеры. На экзамене положен переводчик. По закону они имеют право на высшее образование, на практике больше доступны рабочие специальности, сфера бытовых услуг. В Вузах отсутствует индивидуальный подход к глухому студенту, часто судьба молодого человека зависит от личности преподавателя, от участия и материальных возможностей родителей. Гордостью интерната стала студентка ВГИКА Альбина Рахимова. Талантливая художница сегодня учится на мультипликатора, её картинами украшены стены класса.

- У них тенденция к собственному микромиру, - заключает Елена Николенко. - Одна слабослышащая девушка вышла замуж за обычного парня, но такое бывает редко. Мы их нацеливаем на то, чтобы они встраивались в этот мир. И это наша систематическая работа.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Психолог Дмитрий Гошев:

- В нашей стране много незнания на тему инвалидности. Почему-то считают, что если инвалид, то у него обязательно с головой не в порядке. Нужно давать больше информации людям с ограниченными возможностями. Не только для галочки в службе занятости ставить на учёт. Причем во многих областях инвалиды работают качественнее, чем условно здоровые люди, и уровень ответственности у них выше. Не надо их жалеть. Нужно рассказывать, на что способны люди с ограничениями по здоровью. И это изменит отношение к ним общества.

МНЕНИЕ ВЛАСТИ

Главный внештатный сурдолог краевого департамента здравоохранения Владимир Шуваев:

- В базе данных краевого Центра слуха состоит более 50 тысяч приморцев. Сурдологическая служба Приморья сегодня оснащена всем необходимым современным оборудованием, здесь готовы оказать помощь пациентам с самыми сложными диагнозами. Выстроена чёткая система аудиологического скрининга - обследования слуха - детей. Едва малыш появился на свет, уже на второй день жизни в роддоме ему проводится проверка слуха. Если установлено, что малыш не слышит, он отправляется для обследования в центр.

ЦИФРЫ

На 1 000 новорожденных появляется 1-2 глухих ребенка. В год в крае рождается 25-26 малышей с патологией слуха. Ежегодно для приморских детей выделяется не менее 10-15 квот на операции по слухопротезированию в ведущих клиниках страны.

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество