Примерное время чтения: 7 минут
272

Ничейные и бесхозные. Владивосток избавляется от брошенных машин

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. "АиФ-Приморье" №17 23/04/2025
Иногда от машин практически ничего и не остаётся.
Иногда от машин практически ничего и не остаётся. администрация Владивостока

Почти шесть десятков брошенных и бесхозных автомобилей вывезли с улиц и дворов Владивостока с начала действия городского нормативно-правового акта, который позволяет эвакуировать такие машины. Многие из них годами ржавели на придомовых стоянках. Но вопросы к процедуре, как и опасения жителей, остаются.

Дерево в салоне

Долгие годы с такими машинами ничего нельзя было поделать, даже если они годами не трогались с места и занимали парковочное пространство, зачастую мешая проезду спецтехники. Окна таких автомобилей били хулиганы, в них устраивали пожары, огонь с них мог в любой момент перекинуться на стоящие рядом машины.

«У нас во дворе такая машина стояла больше пяти лет. Вроде и номера есть, и колёса не спущены, но из двора она не выезжала. Двор небольшой, места мало, все друг друга знают, но чья машина – никто не признавался. Вроде жил здесь мужчина, который отбывает срок в местах лишения свободы, но это не точно, – рассказывает жительница Владивостока Анастасия Шаброва. – Вроде машина эта никому и не мешает, но мы боимся – сколько раз по телевизору видели, как в таких машинах подростки устраивают пожары. А тут автомобиль стоит прямо под балконом пожилой пенсионерки. Вспыхнет машина – огонь может перекинуться на квартиру».

Подобные истории есть чуть ли не в каждом дворе приморской столицы. Разнятся детали, но общая картина – похожая.

В июне 2024 года вступило в силу постановление администрации Владивостока № 1457. Оно определило порядок выявления, перемещения, временного хранения и утилизации бесхозных транспортных средств на территории Владивостокского городского округа.

Теперь чётко определены критерии, руководствуясь которыми, машину, долго стоящую без движения, можно признать брошенной.

Для признания таковым транспортного средства необходимо, чтобы оно подходило минимум под три критерия: наличие плотных следов загрязнений на лобовом и боковых стёклах, наличие растительности, отсутствие государственных регистрационных знаков, спущенные колеса (два и более), наличие неисправности замков дверей, позволяющей получить беспрепятственный доступ в салон, наличие не менее двух очагов сквозной коррозии элементов кузова более 100 кв. см каждый.

Под одну гребёнку?

«Да у нас в городе половина машин насквозь ржавые. Климат такой, а на новые авто сейчас мало кто зарабатывает, это что, если спустит колесо, машину тут же признают бесхозной и куда-нибудь увезут?» – возмущается пенсионер Иван Кузнецов.

«Я – пенсионер, гараж мой снесли, чинить машину стало негде. Да и денег нет оперативно купить все запчасти, необходимые, чтобы восстановить транспортное средство после аварии. Вот и вынужден хранить её рядом с домом, пока не соберу средства на ремонт. А тут ещё и хулиганы какие-то разбили стекло, влезли в салон, раскурочили приборную панель, чтобы выдернуть магнитолу. Если следовать правилам, мою машину можно назвать разукомплектованной – нет крыла, вырван привод колеса, а сейчас ещё и вместо стекла – полиэтилен. Соседи у меня вредные. В любой момент могут обратиться в мэрию и потребовать эвакуировать мою ласточку», – жалуется житель «БАМа» Сергей Василенко. Он даже приклеил на лобовое стекло табличку о том, что машина не брошенная, а ждёт ремонта.

Но поможет ли это?

Должно помочь. Эвакуируют в первую очередь машины, у которых не удаётся установить хозяев.

По словам заместителя руководителя административно-территориального управления (АТУ) Фрунзенского района приморской столицы Светланы Вильгерман, после получения сообщения о брошенной машине специалисты АТУ выезжают на место и стараются детально разобраться в ситуации. Сразу же никто эвакуировать автомобиль не будет. Если есть оставленный под лобовым стеклом телефон, обязательно позвонят хозяину. Может, он в больнице или в длительной командировке и не знает, что над его машиной надругались вандалы и разукомплектовали транспортное средство.

В этом году специалисты административно-территориального управления только Фрунзенского района выезжали на осмотр таких машин более десяти раз.

«Если транспортное средство имеет признаки брошенности, составляется акт, а на машину наклеивается уведомление. Собственнику даётся пять дней, чтобы он убрал своё авто или привёл его в надлежащий вид. По истечении этого срока проводится повторная проверка и, если ничего не изменилось, документы передаются на рассмотрение комиссии. И именно она решает, может ли быть вывезен автомобиль», – говорит Светлана Вильгерман.

Примерно в половине случаев после появления на сомнительной машине уведомления от властей горожане увозят её из двора самостоятельно. В реальности же через положенные пять дней машины практически никогда не вывозят. Обычно на то, чтобы убрать или привести в надлежащее состояние автомобиль, дают месяц. Этого времени точно хватит для того, чтобы заметить, что над транспортным средством нависла угроза эвакуации.

«Если планируете надолго оставлять свою машину без присмотра, обязательно оставьте под стеклом свой телефон. А то, не приведи Господь, разукомплектуют лихие люди машину, так ещё и эвакуируют. По большому счёту, от действий хулиганов не защищён никто. А так – специалисты обязательно свяжутся с вами. Телефон будет верным признаком того, что у машины есть хозяин. Главное – брать трубку, если вам будут звонить», – говорит юрист Михаил Петровский.

Ещё один совет – дружить с соседями. На улице Нейбута был случай, когда специалисты административно-территориального управления по сигналу о брошенной машине пришли осматривать сильно повреждённое транспортное средство. Соседи им рассказали, что владелец автомобиля попал в серьёзную аварию и сейчас находится на длительном лечении. Представители власти вошли в положение и машину трогать пока не стали.

Последний шанс

Впрочем, недостаточно брошенной машину может признать и городская комиссия, которая принимает окончательное решение об эвакуации.

В декабре прошлого года, к примеру, на рассмотрение комиссии внесли список из 48 машин, которые заподозрили в бесхозности. Положительное решение об эвакуации приняли в отношении лишь 12 из них. Основанием для принятия решения об отказе является недостаточность признаков, свидетельствующих об отсутствии в течение длительного времени эксплуатации и позволяющих идентифицировать транспортные средства как брошенные и разукомплектованные. Впрочем, в большинстве случаев речь шла не о том, что у машины нашёлся хозяин – просто документы чиновники оформили не совсем корректно.

Всего с июня прошлого года с улиц и дворов приморской столицы вывезли 59 автомобилей, которые признали бесхозными. Машины вывозили из всех районов Владивостока. Среди адресов, откуда был эвакуирован оставленный транспорт, оказались Камская, 1-б, Шошина, 41, проспект 100 лет Владивостоку, 127, Калинина, 107, Черняховского, 19, Громова, 12, Адмирала Юмашева, 24, Сабанеева, 16, Амурская, 82, Борисенко, 23 и 96, Космонавтов, 13, Харьковская, 3, Киевская, 8, Луговая, 79 и 83, Давыдова, 4, Русская, 55а, Иртышская, 32в, а также проспекты «Красного знамени», 121, 100 лет Владивостоку, 57-б и Океанский проспект, 90. Среди адресов, с которых был эвакуирован оставленный транспорт, оказались Сипягина, 26, Стрельникова, 6а и пляж «Юбилейный» (Набережная, 7-б).

Впрочем, даже если машину и эвакуировали на площадку временного хранения, это ещё не означает, что вы с ней распрощаетесь навсегда.

У хозяев есть шесть месяцев, чтобы забрать свои автомобили, но за услуги по эвакуации и стоянке придётся заплатить.

Сообщить о брошенных автомобилях, долгое время стоящих разукомплектованными во дворах домов и на других территориях, можно в городскую администрацию через чат-бот по ссылке @adm_vl_bot.

Специалисты административно-территориальных управлений проведут проверку, составят акты и вынесут вопрос на рассмотрение специальной комиссии. Если машина будет признана бесхозной, то её вывезут на площадку временного хранения. При этом владельцы могут самостоятельно убрать с улиц свои автомобили.

Комментарий эксперта: начальник отдела по демонтажу и хранению незаконно установленных объектов муниципального учреждения «Содержание городских территорий» службы Михаил Стогов:
– Брошенные, разбитые машины не только затрудняют проезд служб быстрого реагирования, но и сами становятся очагами возгораний, антисанитарии и происшествий. Для обеспечения безопасности их вывозят на специальную площадку временного хранения. Забрать их оттуда могут в течение шести месяцев с даты эвакуации. Если после этого они окажутся невостребованными, автомобили утилизируют в установленном законом порядке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах