Примерное время чтения: 9 минут
506

Новый Китай подаёт пример миру. "АиФ-Приморье" побывал в Поднебесной

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Приморье № 48 28/11/2018
Китай - не только современные мегаполисы, но и потрясающая природа.
Китай - не только современные мегаполисы, но и потрясающая природа. / Дмитрий Хабалов / АиФ

Забудьте всё, что вы раньше знали о Китае: за несколько лет это государство стало совершенно другим.

Значительно вырос уровень жизни людей, серьёзные успехи достигнуты в экономике. Реформы, начатые в 80-х годах прошлого века под руководством Коммунистической партии Китая, не только не остановились, как это часто бывает, сами знаете в каких странах, они вышли на новый уровень. Результат шокирует и вызывает восхищение.

Жить стало лучше

Мою недавнюю командировку в Китай от предыдущей поездки в эту страну отделили без малого семь лет. Небольшой по историческим меркам срок. А в жизни государства - вообще миг. Однако просто поразительно, насколько мои предыдущие воспоминания о Китае не совпали с сегодняшним положением дел в этой стране. Ассоциативный ряд: «большой рынок», «доступные товары», «туризм» - стоит оставить в прошлом. Из него, по сути, осталось только желание китайцев и дальше работать над развитием туризма. А вместо других «моих» терминов сейчас больше актуальны «логистика», «интернет-проекты по работе с большими данными», «робототехника».

В этот раз немного поменялась география моей поездки. Раньше я по несколько раз в год посещал приграничные города - Суйфэньхэ, Дунин, Хуньчунь, которые расположены в северных провинциях. Теперь удалось побывать на Юго-Западе и на Востоке КНР. Общаясь с местными жителями, много раз приходилось слышать: «Конечно, уровень развития провинцией отличается. Север и сегодня ориентирован больше на приграничную торговлю. Но в целом мы повсеместно уже не та страна, которая выращивала дешёвые овощи и шила недорогую одежду. Уровень жизни и запросов у нас вырос значительно».

- Минимальный доход, который позволяет жить в столице, составляет порядка шести тысяч долларов на человека в месяц, - говорит гид из Пекина Юля. - Если получаешь меньше, уже значит, что надо отказывать себе в еде, в покупке одежды, в поездках. У нашей семьи концы с концами пока сходятся. Живём в районе пятого транспортного кольца, всего в Пекине их шесть, до работы добираемся утром час-полтора. Каждый год цены растут. Но ведь и уровень запросов и доходов населения тоже не стоит на месте. Так что жаловаться грех.

О дороговизне жизни в столице понятно. У нас, в принципе, то же самое. Но вот другой пример. Цена квадратного метра жилья в городах Ханчжоу или Хэфэй выше, чем в Москве или Санкт-Петербурге. А для жителей Китая это нормально. В мегаполисы, 23 миллиона в Ханчжоу и 20 в Хэфэй, стремятся переехать многие жители из деревень и небольших городов. И цена квартир их не пугает, спрос на жильё есть. Стройки новых жилых комплексов попадались нам на глаза в каждом городе.

- В Шанхае, где я живу, огромное количество личного транспорта. Получить новый автомобильный номер можно только в лотерее. И даже победителю, одному на тысячу участников, придётся отдать за вожделенный знак 15 тысяч долларов. Это официальная стоимость, - говорит предприниматель Александр Ху.

Ничего себе! У нас за такие деньги можно не то, что новый номер купить, спецсигналы на машину поставить. А Александр говорит об этом спокойно, как если бы я рассказал ему, что каждый день покупаю хлеб по 20 рублей. Интересна карьера нового знакомого. Окончив отделение русской филологии в Шанхайском университете, через некоторое время он ушёл в реальный бизнес. Сейчас его компания активно поставляет в Россию редукторы и другие технические устройства. Партнёрами предпринимателя являются компании из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа.

Очередь во дворец императора.
Очередь во дворец императора. Фото: АиФ/ Дмитрий Хабалов

Искусственный интеллект всё поймёт

Сейчас в КНР начат очередной, четвёртый, этап реформ - совершенствование социалистической рыночной экономики. В век высоких технологий и цифровизации Китай переживает бурный рост в электронной промышленности, в развитии инноваций.

Компания IFYTEK - ведущее предприятие Китая в области искусственного интеллекта. Причём это не теоретические исследования, а самые что ни на есть практические разработки. Например, если жителю Поднебесной надо связаться с коллегой по бизнесу или просто знакомым в другой стране, он просто открывает приложение под названием iFlytek Input в своём смартфоне и нажимает значок, похожий на микрофон, а затем начинает говорить. Программное обеспечение превращает его китайские слова в текстовые сообщения на выбранном иностранном языке и отправляет их адресату.

В силу врождённого неверия решил испытать опытный образец переводчика лично. Скороговоркой чего-то наболтал на русском, а система тут же адаптировала все слова в литературный китайский. Сопровождавший нас сотрудник компании по-русски знал столько же, сколько я могу сказать на хинди. Через переводчик прекрасно всё понял. И ответил мне на китайском. Искусственный интеллект, выслушав его, сообщил мне на родном: «Мы рады вас приветствовать в нашей компании».

Автоматический переводчик, как ожидается, достигнет уровня Test for English Major Band eight (TEM 8) - самого высокого уровня для студентов, у которых английский является профилирующим предметом - в первой половине 2019 года.

Это цветочки. Программа искусственного интеллекта, созданная в этой компании, смогла подготовиться к сдаче экзаменов в местный медицинский вуз и успешно прошла все тесты. По результатам экзамена ей выдали лицензию доктора.

Вообще программ у разработчика масса. По различным отраслям - от обучения вождению до управления системами жизнеобеспечения города. И конечно, говорящие роботы-консультанты. По итогам января-июня 2018 г. iFlytek получила чистую прибыль в размере 131 млн юаней ($19 млн). Это на 21,74% больше, чем год назад. Так что не верите в новые технологии - посчитайте их актуальность в купюрах. Всё встанет на свои места.

В лидеры рынка за несколько лет

А гостеприимные хозяева продолжали поражать. Компания Xbed разработала интернет-приложение для аренды жилья. Владельцы свободных квартир, мелкие отели, которые не могут себе позволить содержать ресепшен, отправляют на сайт свои предложения. А желающие могут выбрать для себя приемлемый вариант в любом городе Китая. Тут же на сайте могут найти работу горничные или уборщицы. Чтобы попасть в выбранную квартиру, хозяина искать не надо. Программа сканирует лицо арендатора и откроет дверь именно тому человеку, который подавал заявку.

Или взять компанию Truck и Alliance (Хочебан). Это лидер китайского рынка, который создал платформу в Интернете, она позволяет напрямую общаться между собой грузоотправителям и транспортным компаниям. Даже частник с небольшой фурой может бесплатно зарегистрироваться в программе. Прямо на сайте обсуждаются все нюансы: сроки, объём перевозимого товара и его вид, цена вопроса. А потом на огромном дисплее в компании Truck и Alliance (Хочебан) отражаются все эти перевозки между городами Китая. И ведётся общая статистика. Новшество значительно снизило транспортные издержки в стране, улучшило логистику. 80% владельцев грузового транспорта сегодня являются клиентами этой платформы. А разработчик уже внедряет новые услуги. По льготам на АЗС, страхованию грузов, предоставлению зон отдыха и прав проезда по платным магистралям.

Обращает на себя внимание тот факт, что обе названные выше компании появились недавно. Транспортно-логистическая - в 2014 г., по поиску квартир - в 2017 г. А сегодня они лидеры рынка в своих сегментах. С миллиардными оборотами и миллионными прибылями.

Другой важный момент - обе компании зарегистрированы в городе Гуйянь, провинция Гуйчжоу. Еще пять лет назад этот регион был самым отсталым в Китае. Всё изменилось, когда 6 января 2014 г. Государственный совет КНР учредил Новый экономический район Гуйань. Как бы сказали в России, территорию опережающего развития.

Всего за четыре года инвестиции в основной капитал в провинции составили 180 млрд юаней, доходы людей выросли вдвое. Построено 700 км городских железных дорог, более 1000 км городской системы канализации. В местном университете сегодня 150 тысяч преподавателей и студентов. Куда отправиться на практику? Пожалуйте, Apple, Qualcomm, Foxcomm, Huawei и другие известные мировые предприятия разместили свои офисы в провинции.

Конечно, всегда можно найти недостатки. Например, перечисленные выше интернет-платформы пока что ориентированы в большей степени на китайский рынок и на жителей этой страны. Но, скорее всего, через три-четыре года эти системы станут международными. Качественное предложение, услуга или товар всегда востребованы.

«АиФ-Приморье» благодарит Генеральное консульство КНР во Владивостоке за организацию поездки

ЦИФРЫ

В 2017 г. Приморский край принял свыше 420 тысяч путешественников из Китая. При этом около 213 тысяч человек прибыли в край по межправсоглашению о безвизовых групповых туристических поездках. За 9 месяцев этого года регион посетили уже 489 664 жителя КНР. Из Приморья к соседям за три квартала 2018 г. отправилось 353 220 человек.

КСТАТИ

В 2017 г. товарооборот России и Китая составил более 86 млрд долл., увеличившись на 31,6% к показателям 2016 г. За 9 месяцев 2018 г. показатель достиг 77 млрд 150 млн долл. Прогноз по итогам 2018 года - свыше 100 млрд долл. На долю субъектов Дальневосточного федерального округа приходится около 10% товарооборота. Китай стал крупнейшим инвестором в экономику Дальнего Востока. Уже в этом году предприниматели из КНР вложили в проекты в ДФО около 4 млрд долл.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах