Цена на топливо на АЗС растет каждый месяц. Несмотря на работу по сдерживанию тарифов, на собственном кошельке люди изменений не видят. Попробуем разобраться почему от постоянного роста цен на бензин хочется рыдать.
Скупой платит дважды
Более того, часто именно небольшие частные АЗС никак не заинтересованы в понижении цен, а наоборот, ведь они работают на себя, а не на сеть.
Другой момент. Низкий контроль за частными АЗС, позволяет им под видом хорошего бензина часто продавать что угодно. Обычно на таких «частных» АЗС качество топлива ниже, так как практически никакого контроля качества топлива со стороны проверяющих структур не происходит. Для частных АЗС в первую очередь важно «отбить» акцизы и налоги, которые взымает с них государство, ну и себя любимых не обидеть.
Еще раз о качестве
О качестве бензина можно судить по работоспособности автомобиля. Топливо на АЗС, которое принадлежит ВИНК (вертикально интегрированным компаниям) на продажу всегда попадает с собственных заводов и складов. После резкого повышения цен на топливо, в мае 2018 года, члены правительства приняли решение, благодаря которому цены на НПЗ теперь официально фиксируются на бирже.
Частники ищут топливо, кто где может. Хорошо, если приобретают его через биржу, где интегрированные компании продают нефть и топливо. А если нет?
- Рост стоимости бензина для потребителя обеспечивают крупные оптовики, которых правительства считает «спекулянтами» и запрещает им участвовать в биржевой торговле, – объясняет Рустам Танкаев, генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал».
По итогам проведённых исследований рынка, крупнейший российский брокер «Солид» закупает около 30% всех нефтяных продуктов, после чего перепродаёт их. По факту, такие спекуляции не запрещены. А цена то растет.
Такие манипуляции позволяют некоторым недобросовестным участникам рынка осуществлять частные договорные сделки. Увеличивать до бесконечности число посредников при оптовых покупках-продажах топлив. С каждым новым звеном в цепочке, итоговая стоимость бензина для потребителя неизменно увеличивается.
- Независимые сети провозглашают, что у них 60 % рынка, на самом деле это не больше 30 %. А 70 % – у вертикально интегрированных компаний. Но эти 30 % как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство,- своим мнением по этому вопросу поделился глава НК «Роснефть» Игорь Сечин.
А у «частников» налоговой нагрузки меньше, ответственности меньше.
А как обстоят дела с ценами на топливо в Приморье?
На Дальнем Востоке, а в особенности в Приморском крае особенно ярко можно ощутить колебание цен на топливо. Это объясняется несколькими факторам: отдалённость от центральной части России, отсутствие в Приморье собственных НПЗ, и транспортная составляющая в итоговой цене продукта.
Именно поэтому в крае существует частные АЗС, хоть и учредители их разные. Например, сеть АЗС «Октант» напрямую сотрудничает с учредителем ООО «УссурНефтеПродукт».
Плюс некачественное топливо на ряде частных АЗС. По итогам проведённого анализа, проведенного Российским союзом промышленников, был сделан вывод, что объём суррогатного топлива на российском рынке достигает около 60%. Официальная статистика Росстандарта дает другую цифры - 28%. Но от этого тоже не легче.
Переплачивать или экономить?
Итог всего вышесказанного таков, что приобретая бензин на частных сетях, автомобилист рискует залить в бак контрафактный продукт. Да, он будет немного дешевле, нежели, на сертифицированных сетях. Но стоит ли это того?
Для решения этой проблемы «Роснефть» выдвинула серию предложений, одно из самых главных оказалось перенос акцизов с НПЗ на АЗС с дальнейшим перечислением налога в бюджет соответствующих субъектов Российской Федерации и параллельное создание системы идентификации производителя топлива.
Тогда, по мнению экспертов, ситуация на рынке стабилизируется. И частники не будут играть «на повышение».