20 сентября 1991 года президентом Борисом Ельциным был подписан указ об открытии Владивостока. После 40 лет почти крепостного положения секретной зоны ВМФ город получил свободный статус. Газеты восторженно писали о том, как глава государства - на волне собственного триумфа - приехав в Приморье в августе 1990 г., встретился с учёными ДВО РАН. На вопрос - доколе городу жить без перспектив, за занавесом, ответил: «Будет вам открытый город! Дайте только срок». Вспоминают, как Ельцин раздавал народу множество обещаний, в которые все верили.
Мы начинаем цикл публикаций, в которых рассказываем как это было, и как решение об открыти и Владивостока повлияло на дальнейшую судьбу региона.
Строго говоря, де-факто город стал открытым гораздо раньше - в 80- годы, в эпоху начавшейся перестройки и гласности. Волею судьбы инициатором проекта явился ведущий экономист региона Юрий АВДЕЕВ. В интервью с корреспондентом «Аргументы и факты-Приморья» он поделился эксклюзивными воспоминаниями.
БЛИЗКИЙ, НО НЕДОСТУПНЫЙ
- Юрий Алексеевич, про знаменательное событие местные газеты писали так: «Ельцин на Светланской напился квасу и открыл Владивосток». Разве всё свершилось в один миг, благодаря великодушному жесту Бориса Николаевича?
- По историческим меркам один год действительно миг: в девяностом - квасу попил, а в 1991 указ подписал. Но стоит напомнить предысторию. Когда Хрущёв мечтал превратить Владивосток в Сан-Франциско, думаю, он понимал, что в режиме закрытого города этого не сделать. Или Брежнев в 1974 г, собираясь встречаться с президентом США, искренне желал видеть город открытым. Но и он вынужден был пойти на компромисс с теми, кто этому противился, и принимать гостя в районе Санаторной. Даже Горбачёв в 1986 г. громко заявлял идею открытия города, которую с ним обсуждал партийный руководитель Приморья, правда, быстро об этом забыл. Так что и Ельцин за год мог запамятовать о своём обещании. Но были и другие события, процессы, которые, думаю, стали спусковым механизмом принятого решения.
Помню, в 80-е годы под эгидой ЦК ВЛКСМ в Находке проходили международные форумы, в которых участвовала молодёжь из разных стран. На один из них пригласили широко известного болгарского яхтсмена Дончо Папазова, которому очень хотелось попасть во Владивосток. «Это же совсем рядом!» - говорил он. Официально оформить разрешение признанному во всём мире спортсмену не смогли, провезли нелегально. Почему этого нельзя было сделать, не нарушая установленного порядка, я понял, когда захотел пригласить к себе маму из Донбасса. На оформление документа ушло около двух месяцев.
А по факту Владивосток открылся в 1989 г. За тот год здесь побывало по разным линиям около 1 200 иностранных делегаций! К августу 90-го года, когда Ельцин приезжал попить квасу, в городе состоялось более 700 встреч с иностранными гостями.
Наиболее заметными и массовыми посещениями того времени стали приход канадского и американского военных кораблей; приезжала чехословацкая промышленно-торговая делегация; состоялась австралийская выставка, в которой участвовало около 30 фирм. На теплоходе «Русь» во Владивосток прибыло более двухсот японцев: в составе той делегации было 40 крупных промышленников, намеревавшихся установить деловые контакты с предприятиями города. Среди них был миллиардер-бизнесмен Сосакава, его с благодарностью принимал Горбачев за 37 млн. долларов, которые тот пожертвовал на ликвидацию последствий аварии Чернобыля. А вот во Владивостоке его тогда не заметили, не было ни опыта, ни соответствующей структуры.
ДВАЖДЫ ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ
- Какую роль в официальном решении об открытии города сыграла ваша личная инициатива?
- В начале сентября 1990 г. во Владивостоке состоялось грандиозное международное событие - форум стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Советскую делегацию возглавлял министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Выступая с трибуны форума, он заявил о том, что перспектива открытия города относится к 1993-96 годам. Другими словами, ещё нужно как минимум ждать три года! Я сидел в первом ряду напротив трибуны, и меня это сообщение сразило наповал. К тому времени я уже полгода был заместителем председателя городского Совета народных депутатов, и часто приходилось сталкиваться с необходимостью решать вопросы приёма очередной делегации. И что, всё это время предстоит искать обходные пути? Вернувшись вечером домой, я просто написал проект Городского Совета об открытии города Владивостока. На ближайшей сессии 19 сентября, решение было принято практически единогласно.
Понятно, что это решение выходило за рамки компетенции Совета. С другой стороны, история освоения Дальнего Востока свидетельствует о том, что только благодаря инициативе здесь на месте, реализуются те проекты, которые обеспечивают развитие этой территории. Разве не вопреки воле столицы России Николай Муравьёв прирастил к ней территории южнее Амура, и разве не по его инициативе пустынное и безлюдное место было названо: Владеть Востоком? Или, разве не благодаря энергии и энтузиазму Геннадия Невельского, вопреки предписаниям сверху, был пройден Татарский пролив, доказано, что Сахалин остров?
- Городской Совет тогда состоял из демократически настроенных личностей, не так ли?
- Да, тогда в 1990 г., пожалуй, впервые за многие десятилетия был избран Совет народных депутатов, в который вошли инициативные, неравнодушные, жаждавшие перемен горожане. Напомню, город в то время - это 200 избирательных участков, городской Совет - две сотни человек. На каждом участке выдвигалось от трёх до десяти и более человек. Да еще в каждом из пяти районов города - свои депутаты, сегодня трудно оценить какой энергией обладала эта масса горожан.
По своему составу Горсовет был уникальным – 27 руководителей разных рангов: транспортники, строители, представители коммунальных служб, 4 юриста, 16 врачей, 18 педагогов, 16 военнослужащих, моряки, рыбаки, капитаны, 36 рабочих разных специальностей, 11 сотрудников органов внутренних дел, 2 прокурора, 35 инженерно-технических работников, 4 журналиста, 12 представителей науки, студент ДВГУ, настоятель церкви. Почти поровну члены КПСС и беспартийные.
Вот этим составом и было принято решение об открытии города. И это происходило на фоне слома политической системы, изменившихся отношений между местным самоуправлением, исполнительной и законодательной властями.
- Как развивались события после принятия решения об открытом городе на уровне городского совета?
- Понятно, принимая решение об открытии города, нужно было найти документ, согласно которому город когда-то закрывали. Но ни в городе, ни в крае такого документа в то время не нашли. Более того, его не нашли и в Верховном Совете РСФСР. Достаточно вчитаться в текст Указа Президента РCФСР от 20 сентября 1991 года № 123, чтобы понять, как незатейливо обошли такую неприятность. Формулировка первого пункта Указа была следующей: «Приостановить действие пункта 4 Перечня городов и районов СССР, закрытых для посещения иностранными гражданами, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 8 декабря 1990 г. N 1233-164, в отношении г. Владивостока и разрешить проживание иностранных граждан в этом городе». То есть, не важно, когда и по каким мотивам был закрыт город, достаточно было просто вывести его из «свежего» решения Совмина СССР, что, строго говоря, было ровно таким же превышением полномочий, как и решение нашего городского Совета.
Но на тот момент для нас важнее было то, что наше решение поддержал краевой Совет народных депутатов. Вместе с председателем Волынцевым мы отправились в Москву в Верховный Совет РСФСР, где в «Белом Доме» нас приняла Светлана Горячева, как заместитель председателя. Она отнеслась к идее заинтересованно, представила нас тем, кто позже вошёл в состав комиссии по подготовке города к открытию. Комиссию возглавил известный в то время депутат Верховного Совета майор В. Лопатин, и работа завертелась. Уже в июле 1991 года комиссия в полном составе 35 человек, собралась во Владивостоке с докладом о готовности различных служб к открытию города. Несмотря на бодрые рапорты военных о том, что со своей стороны они сделали всё, тем не менее, заключительный протокол 15 из них отказались подписывать. В результате документ «завис», и, думаю, что, если бы не события августа 1991 г., вряд ли он был реализован.
Кстати:
Первым иностранным судном, которое зашло во Владивосток, был сухогруз «Хау Чжиян» под вьетнамским флагом, зафрахтованный южнокорейской фирмой. Он шёл из Японии для загрузки во Владивостоке металлических болванок с последующей доставкой в Пусан. Президент судовой компании, узнав, что его судно первым «откроет» закрытый порт, немедленно вылетел во Владивосток.
Юрий Алексеевич Авдеев
экономист и демограф, общественный деятель, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Кандидат экономических наук.