1 октября в России отметили День пожилого человека. Каждый год празднуют всё с большим размахом.
От администраций - торжественно поздравляют, благодарственные письма вручают, в магазинах скидки делают, на центральных площадях концерты детских коллективов устраивают, благополучия на долгие годы желают. Благотворительные акции и спортивные соревнования, бесплатные бани и фотоуслуги, солдатские каши и сладкие угощения. К сожалению, день выпадает лишь раз в году. Обычные будни среднего человека преклонных лет чаще огорчают. В редакцию «АиФ-Приморье» пришло письмо, в котором взрослая дочь матери-пенсионерки уверяет - Первомайское отделение пенсионного фонда Владивостока - сущий ад. Корреспондент, побывавшая в сей службе застала в ПФР растерянных посетителей. Они терпеливо выстаивают огромные очереди, чтобы получить «солидную» прибавку к пенсии, то есть копейки.
Мало окон, долго ждать
Мария Коростылева (по просьбе женщины, её имя и фамилия изменены. - Ред.) приехала в город нашенский к маме погостить, и, пользуясь свободным часом, сопроводила её до районного отделения Пенсионного фонда. Посещение учреждения возмутило её до глубины души, о чём женщина решилась написать в редакцию газеты.
«Это ад на земле, - читаем в письме. - Самое дно. Женщина на ресепшне и остальные работники никому ничего не объясняют, хамят так, как на рынке не хамят. Чуть что - работники в крик или закатывают глаза. В помещении столпотворение. Взяли талончик в 10.37. Прошло два часа, но мы мало сдвинулись. На обед уходят все дружно, приём прекращается - после обеда ад продолжается. Работают всего два или три окна. Стульев мало. Бабуси с палочками стоят часами вдоль стенок. Работают здесь по принципу «солдат спит, служба идёт», а главное, непрестанно хамят старикам и повышают на них голос».
На первый взгляд «дно», то есть районный фонд ПФР, о котором написали, неплохо обустроен. Ремонт - современный и свежий, и чем выше поднимаешься до кабинета начальства, тем просторнее и светлее. Народ сосредоточен внизу, на первом этаже. Большинство, слава богу, сидит. Возможно, пятница - не самый приёмный день. Или за окном похолодало. Спрашиваю у посетителей, устраивает ли обслуживание?
- Я обратился впервые, мне быстро сделали перерасчёт, все отлично, - обнадёживает мужчина.
- Народу много, с утра талончик взяла, по электронной очереди 14-я, до обеда не дотяну, - жалуется женщина. - Из-за одного пустякового вопроса приходится ходить сюда несколько раз, и всё равно - какую-нибудь справку не донесёшь. Отправляют за нужными документами в МФЦ, к юристу.
- Вчера просидела три часа, был большой наплыв людей, - делится другая пенсионерка. - Правда, мне все по полочкам разложили, рассказали, подсказали - на какую кнопку нажимать, чтобы правильный талончик получить. Вчера решила вопрос по погребению, а сегодня по прибавке к пенсии за двоих детей. Был муж, можно было за квартиру платить. Сейчас нет, потому и собираю крошки.
- Мало окон, долго ждать, - резюмировала третья. - Все нервничаем, у всех давление. О том, сколько за детей дадут - информации никакой. Вечно им не хватает документов! А ещё напишите о состоянии дороги, по которой приходится сюда добираться. Тротуары провалившиеся - это ж с каких годов! Трасса узкая, машины по обочинам стоят. Хоть бы один чиновник прошёл пешком до пенсионного фонда.
Пять рублей за детей
Большинство жалоб пришедших на приём в ПФР словно считаны с письма в редакцию. Пенсионеры отметили: девушки, что принимают в окнах - слишком молодые, путаются в бумагах и вообще, мало чего соображают. А пресловутой «дамы на рецепшене» вовсе не было, даже заламывающей руки. Кто-то шепнул, что на очередной вопрос посетителя, она отмахнулась, вышла и уже долго не показывается. К слову, в обязанности сотрудницы входит консультация, которая здесь в большом дефиците.
- Нет консультационной комнаты, чтобы уточнить информацию, а вдруг зря стою? - говорит посетительница. - Хочется заранее узнать, какая надбавка положена к пенсии.
В последнее время среди женщин пенсионного возраста случился ажиотаж. Вступило в силу постановление правительства о надбавке к пенсии женщинам, родившим детей до 1990 года. Вот все и рвутся в ПФР.
- У моей родственницы двое детей, добавили восемь тысяч, - сказала одна из женщин. - Ой, по Фрейду оговорилась! Восемь рублей! Даже на трамвай не хватает.
- Трое детей у меня, - говорит её соседка по ожиданию прибавки, - Сказали принести трудовую. Принесла, а в книжку и смотреть не стали, полезли в компьютер. Выяснив, что у меня 15 тысяч пенсия, удивились, мол, чего вы еще от нас хотите? Ну, будет вам пять рублей. Очень грубые, неприветливые.
- Напишите запрос начальнику, мы обязательно разберёмся в ситуации, - прокомментировала пресс-секретарь краевого ОПФР Лидия СМЫЧЕНКО, - Что касается перерасчёта на детей, родившихся до 1990 года, здесь нужно разбираться конкретно с каждым. Всё зависит от стажа, возраста пенсионера. За дополнительными вопросами стоит обратиться в МФЦ, к юристам. На сайте Пенсионного фонда всё подробно разъяснено, мы не отказываем и в личных консультациях. Проблема в том, что люди пожилого возраста часто пользуются непроверенной, сомнительной информацией из интернета, сарафанным радио. Да, случаются мизерные надбавки, у меня у самой 20 рублей.
Ясно одно - пожилым людям необходима бесплатная юридическая помощь. Судя по обстановке в ПФР, там компетентных специалистов нет или они надолго вышли, взмахнув руками.
- Наши пенсионеры нуждаются в разъяснении, улучшение юридической грамотности, - считает адвокат Приморской коллегии адвокатов Татьяна ПОГОРЕЛОВА. - В том числе и для умения расчёта собственной пенсии со ссылкой на юридические акты - а почему бы нет? У пенсионеров достаточно времени - сесть, подсчитать, вникнуть в детали. Для этого и существуют дни бесплатной юридической помощи. Акции проводятся в ассоциации юристов Приморья, во многих агентствах, на базе МФЦ. Не нужно опираться на слухи их разряда «соседка сказала». Бывает, что поверхностную информацию трактуют вольно. По этой причине случаются конфликты в различных инстанциях, куда приходят пенсионеры.
Пожилые люди - клиенты не из лёгких - требуется такт, терпение, понимание. Но высокомерие, черствость, равнодушие - лучшие способы защиты чиновников.
- Пенсионный фонд не посещаю, - говорит жительница Владивостока, общественница Татьяна АЛЕКСАНДРОВА. - По горькому опыту знаю - в кабинетах чиновников научились разговаривать более-менее вежливо, но чего-то от них добиться тяжко. Не один год «пробиваю» проблему сквера на Третьей рабочей, где раньше играли дети, а теперь машины и магазины - бесполезно. По идее вопрос должен решаться по щелчку.
С работой отделения Пенсионного фонда уездного города «В» в центральном офисе приморского ПФР обещали разобраться вышестоящие начальники. А заведующая тем самым отделом, на который жаловались, расположилась на самом верху, в светлом и просторном кабинете. Ремонт современный, но привычка старая, совдеповская. Ничего вижу, не слышу, не знаю…Ничего никому не скажу.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Депутат Думы Владивостока Станислав ПРИМАЧЕНКО:
- Люди зачерствели. Случаев нормального отношения к пожилым - единицы. По поводу жалобы у конкретное отделение ПФР не готов сказать, у меня были разные инциденты, ситуация эта характерна для всего города. Пенсионеры жалуются на большие очереди, нехватку специалистов. На то, что справки выдают с неполной информацией, приходится старикам ходить по инстанциям туда-сюда, снова стоять в очередях. Сейчас рассматриваю два обращения, пишут, что стаж пенсионный неправильно посчитали. Собрали архивные документы, которые надо было предоставить, а людям про это не объяснили. К сожалению, многие вопросы решается крайне медленно.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Многодетная мама Татьяна ТЮТЮННИК:
- У нас неправильная система. Сколько сил у стариков уходит на оформление субсидий, льгот, хождения по инстанциям. А ведь они заслужили большего, чем прожиточный минимум. Я думаю, что все начинается не с пенсии, а раньше, когда человек начинает строить жизнь. Я отдала себя детям, они подрастают, заботятся обо мне, наши отношения крепнут. Страха за будущее нет. Внуки пойдут. Мои родители живы, и они ни в чём не нуждаются. В пенсионном возрасте жизнь должна становиться прекраснее. Надеяться на государство - ненадежно. И мы не должны закрывать глаза на тех, кто нуждается в помощи, кому тяжелее жить.
ЦИФРЫ
Около 550 тыс. жителей Приморья - пенсионеры. На их поддержку в 2017 г. предусмотрели более 5 млрд руб. Около 300 тыс. пожилых людей - федеральные или краевые льготники. Более 66 тыс. пенсионеров, ежемесячный доход которых ниже установленного в регионе прожиточного минимума, получают региональную доплату к пенсии.