Как указано в наградных документах, Александр Брюханов стал «почётным» не иначе, как «за заслуги в области культуры, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную работу».
Между тем 65-летний виновник торжества уже больше десяти лет не имеет никакого отношения ни к радио, ни к телевидению. Разве что как телезритель. Можно сказать, что официальное признание его вклада в культуру Приморья незаслуженно запоздало. И мало кто знает, что Александр Брюханов, отработавший 30 лет в Приморском краевом комитете по телевидению и радиовещанию, получил это звание с третьей попытки.
Были критиками эпохи
В 90-е годы прошлого века имя Александра Брюханова, точнее его голос, был знаком едва ли не каждому радиослушателю Приморья. Суперраскрученной, как бы сейчас сказали, была его программа «Популярное время», отражавшая культурные, социальные и экономические проблемы края времён перестройки и «лихих 90-х».
- Те, кто сплотился вокруг «Популярного времени», кто делал эту программу, давал слушателям объективную информацию, хотя делать это было очень сложно. Заканчивалось время Евгения Наздратенко. И мы этой эпохе не аплодировали, мы были критиками этой эпохи. И я нисколько не жалею, что не получил из рук Евгения Наздратенко никаких наград. В том числе этого почетного звания, - говорит Александр Брюханов.
Сергей Кожин: - А что, была возможность стать «заслуженным» раньше?
Александр Брюханов: - Первые попытки оформить мне это звание делались в 80-х годах. Но всякий раз возникали проблемы, связанные с моей работой. Людей, которые тогда стояли у руля края, и прежде всего губернатора Приморья Евгения Наздратенко и начальника управления культуры края Виталия Хрипченко не устраивала моя профессиональная деятельность. Потому что был не из тех, кто обслуживал местную власть. Я получил это звание сегодня, потому что в крае изменилась политическая ситуация.
- Расскажите о процедуре присвоении звания. В приморских средствах массовой информации об этом было сказано очень немного.
- Награду вручал в Хабаровске полпред Юрий Трутнев. Из Приморья было несколько человек, представителей разных специальностей и разных сфер нашей жизни. В моем наградном листе было сказано «За вклад в развитие телерадиовещания Приморского края». И мне было очень приятно. Можно сказать, что эта награда - за вклад в российское телерадиовещание. Потому что наша работа - это часть нашей общей профессиональной работы в стране.
- Правда ли, что вы храните записи своих радиопередач, вопреки приказу размагничивать плёнки в целях экономии?
- Это правда. Я не уничтожил ни одной записи своих радиопередач. Например, у меня сохранилась запись литературного вечера, который провел во Владивостоке великий русский писатель Виктор Астафьев. Потом были разборки в краевом комитете партии. Организаторам этого вечера и приезда Виктора Петровича во Владивосток, руководству Добровольного общества любителей книги, было выдано по первое число. Такие были тогда времена. Эта передача пролежала почти десять лет, пока не увидела свет во время перестройки. Такая же участь была у передачи с Маргаритой Тереховой. Она называлась «Маргарита Мастера Андрея Тарковского».
«Не хочу в Москву»
- В своё время на телеканале «ТВЦ-Лица» шли ваши программы «Берега памяти» и «Досье на Вас». Телезрители до сих пор помнят «Досье…» - телерассказ о жизни нашего местного культурного бомонда. Сегодня такие передачи не делают...
- Этот проект был «дочерним» предприятием, точнее неким производным от телепроекта «Досье на звёзд». Также, кстати, канувшего в Лету. Сравнительный момент здесь был очень важен. Вот - заезжая знаменитость, а вот - наша, между прочим, мало чем уступающая заезжей. Если это, конечно, не Золотухин или Ирина Купченко. Просто возможности у них - разные! Там - Центральное ТВ, сериальное кино и знаковые режиссёры вроде Кирилла Серебренникова или Владимира Мирзоева. Как горько когда-то резюмировал герой одного из «Досье», обладатель всевозможных международных «Гран-При», наш замечательный тенор Эдуард Семёнов (умер 5 сентября 2010 года на 45-м году жизни от обширного инфаркта – прим. авт.): «Во Владивостоке вокальной карьеры не сделаешь!» Но только ли вокальной? А писательской? Театроведческой? Телевизионной, наконец? - спрашивает меня Александр Брюханов. И я осознаю, что мы поменялись ролями. Ну, что тут скажешь, профессионализм годам не подвластен.
- Мне кажется, что «Досье…» было своеобразным продолжением вашей карьеры, когда вы были вынуждены уйти с радио.
- Ничего подобного! Карьеру надо делать, пока ты молод. В моём случае это была просто работа. Хотя возможности, разумеется, открывались. Во время мхатовских гастролей во Владивостоке я записывал Ирину Мирошниченко, звезду фильмов Андрея Кончаловского, Николая Губенко и Витаутаса Желакявичуса. Надо признать, что это не самое лучшее моё интервью. И вдруг получаю от Мирошниченко предложение, во-первых, снять о ней сериальную передачу для канала «Культура». Во-вторых, взяться за книгу о её жизни! Что ты на это скажешь?
- Наверное, это был шанс! Надо было соглашаться, не раздумывая!
- А я подумал и понял, что это не для меня! Моё время ушло. Вот если бы это случилось лет 20-25 назад, я бы тогда долго не раздумывал. Кстати, в одном телефонном разговоре со мной Ирина Купченко сказала, что хотела бы жить на Востоке. И что ей очень нравится Владивосток.
- Вы можете себе представить Купченко, работающую в нашем театре? Я - нет!
- Я - тоже. Я думаю, что у нас она не была бы актрисой с большой буквы. Нынешний театр для неё - какое-то добровольное мученичество. Тем более театр, в котором предпочтение отдается мало что умеющим! Но это - отдельная тема.
- У вас никогда не возникало желание уехать из Приморья? Например, в Москву.
- У меня была возможность работать в Москве, на радиостанции «Юность», в отделе эстетических программ. Меня туда звали. Но я не считал нужным уезжать из Приморья. У меня на это были причины, о которых я не хочу сегодня говорить, но я не считал себя обделённым. Как ни странно, во Владивостоке мне было интересней работать по профессии, чем в Москве. Несмотря на все её прекрасные возможности. Мне эти возможности давал Владивосток, а не Москва. В Москве я был бы один из многих.