Корреспондент «АиФ - Приморье» прошёл по одной из первых краевого центра и узнал много интересного о её истории и легендах. Сама по себе Алеутская весьма солидная и важна для всего Приморья. На ней расположены железнодорожный вокзал, Дальневосточное морское пароходство, краевые управления ФСБ и МВД России, краевая больница, фабрика «Приморский кондитер», знаменитый дом «Серая лошадь», картинная галерея, отделение Союза писателей России, памятник первому старосте Владивостока Якову Семёнову. И это далеко не весь список.
Морем навеяло
В 1862 г. во Владивосток прибыла паровая шхуна Российского императорского флота «Алеут». Это был один из первых кораблей, который бросил якорь в бухте Золотой Рог вскоре после основания города. На месте, где мы привыкли видеть современные здания, моряки «Алеута» построили казарму. Экипаж отправили сюда для исследования побережья Дальнего Востока. Улицу в итоге так и назвали - Алеутская. По части её первородности до сих пор идут слухи.
- Горожане до сих пор спорят, какая улица всё-таки была первой: Алеутская или Светланская. Это разногласие появилось, потому что в первые годы существования Владивостока никто ничего не фиксировал, - говорит краевед, редактор журнала «Записки Общества изучения Амурского края» Иван Егорчев. - На месте Светланской был лес, и первую просеку прорубили именно там. Спустя год её начали называть Американской, в честь парохода-корвета «Америка». А потом, когда в бухту зашёл фрегат «Светлана», название поменялось на то, к которому мы все привыкли. Со временем просека углубилась туда, где сейчас пролегает Алеутская. Вот такая существует точка зрения. А самое знаковое, на мой взгляд, событие, связанное с улицей - вхождение солдат Красной армии во Владивосток после того, как город освободился от интервенции.
Волны истории
Спустя 15 лет после первого визита шхуна «Алеут» снова планировала заход во Владивосток. Как рассказывает историк, действительный член русского географического общества Сергей Корнилов, по пути судно настиг сильный циклон, который отбросил его к берегам Хоккайдо. Корабль потерпел крушение. Уже по темноте японцы отвели моряков в селенье Сетанай, находящееся неподалеку. Здесь пострадавших от разгула стихии русских приютили в большом доме, напоили чаем и накормили.
Через пару недель часть экипажа взял на борт клипер «Абрек». Забрать удалось не всех - помешала погода. И только через пять месяцев к берегам Японии подошла российская шхуна «Ермак». Но и тут без беды не обошлось - волной перевернуло баркас с моряками. Погибло 13 человек, найти удалось только восемь тел.
Сейчас у подножия горы Самбонсунги в окрестностях небольшого современного японского городка Сэтана стоит каменный обелиск. На японском и русском языках на нем написано: «Памятник погибшим морякам потерпевшего бедствие русского военного корабля «Алеут».
Алеутская носила свое название до мая 1923 года. За полгода до этого, 25 октября, во Владивосток вступили солдаты народно-революционной армии под командованием Иеронима Уборевича. Закончилась Гражданская война, Владивосток освободили, как говорят «красные», или оккупировали, как считали «белые». В честь этого события Алеутскую переименовали в «25 Октября».
5 августа 1992 года в историческом центре Владивостока многим улицам возвратили их исторические названия, в том числе и Алеутской. И хотя неизвестно наверняка, была она первой в городе или нет, можно точно сказать, что это первая улица, по которой проложили трамвайные пути.
Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге улица Никольская и Невский проспект тоже носили название «25 Октября». Только связано это было с Октябрьской революцией.