Примерное время чтения: 8 минут
377

От процветания до деградации: зимой приморские острова отрезаны от материка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Приморье № 48 30/11/2022
На таких прогулочных катерках страшно плыть. Особенно рискуют женщины, дети, старики.
На таких прогулочных катерках страшно плыть. Особенно рискуют женщины, дети, старики. / Виктор Бычихин / Из личного архивa

Когда наступают холода, у жителей островов Владивостока и Приморья всё меньше шансов добраться до материка. Морской транспорт, его доступность, вместимость, безопасность, состояние пирсов вызывают множество вопросов. Ситуация повторяется из года в год.

Кому повезло, тот рискует

Депутат Думы Владивостока Дмитрий Новиков в своём телеграм-канале накануне высказался по поводу морских перевозок на острове Путятина, сопроводив текст видео. Каждое утро к берегу, где толком нет ни вокзала, ни пирса, подплывает небольшой моторный катерок. Вместимость – не более 9 человек. Между тем, желающих попасть на противоположный берег, в посёлок Дунай, город Фокино – десятки человек. Всем места не хватит. Но те, кто отправится на Большую землю, рискуют.

«Друзья, хотите экстрима? Переезжайте жить на остров Путятин, – пишет Дмитрий Новиков. – Будете каждый день добираться до материка и обратно вот на таких катерах. Кто первый сел, тому повезло. Хотя вот тут спорно. Навигация маломерных судов уже закрыта, людей перевозят фактически на страх и риск. Как самих перевозчиков, так и пассажиров. Детей, пенсионеров. Берут всех и едут все, потому что альтернативы нет.

Единственная связь с островом Путятина – паром. Но летом он окончательно сломался, его поставили в ремонт. А взамен не предоставили ничего. Переправу осуществляет прогулочный катерок».

– Отправлены запросы в администрацию края и прокуратуру, много претензий к администрации городского округа – почему не обеспечивают транспортную доступность отдалённых территорий? Я жду решения проблемы, а не отписок. К слову, администрация ЗАТО Фокино по бюджетной обеспеченности находится на лидирующих позициях в крае, – добавил Дмитрий Новиков.

В целом история Путятина неуклонно развивалась от процветания до деградации. До революции предприниматель Алексей Старцев построил на острове кирпичный и фарфоровый завод, развёл племенных лошадей, оленей, основал шёлковое производство. В СССР жителей Путятина кормили рыбный завод и зверосовхоз. Сейчас с ноября по март на острове делать нечего. Сохранилась первозданная природа, но поселковая часть острова представляет собой убогое зрелище. Домики с огородами (и много заброшенных), магазины, школа, фельдшерский пункт. Не хватает чистой питьевой воды, лекарств, перебои с электричеством.

– У нас не просто плохо, у нас ужас что творится! – не сдерживает эмоций жительница острова Светлана Попова. – Людей здесь – сотни, а за один рейс на катере увозят всего 9 человек. На острове всё завозное. Купить что-то кроме продуктов первой необходимости, оформить документы, сходить в поликлинику, получить пенсию или корреспонденцию почтальону – для этого нужно выехать на Большую землю. Мы приходим каждое утро к берегу в 6-7 часов утра, мёрзнем под открытым небом. Первый рейс бесплатный, остальные по 200 рублей.

Уголь на зиму на Путятина завезли, с дровами беда! Нечем отапливать дома женщинам, чьи мужья и сыновья мобилизованы!

Светлана переехала на остров, чтобы ухаживать за мамой-инвалидом, а та передвигается на ходунках – и маму невозможно переправить в больницу. Живут на скромную пенсию, ведь на острове работы фактически нет. Опять же, кому повезло – трудятся в школе, пекарне и маленьких магазинчиках.

– Наши девочки рожают детей, и на таких катерках с новорождёнными переправляются назад домой, – продолжает Светлана Попова. – Были случаи, когда шли из роддома к острову по льду.

Как в фильме ужасов?

Многие жители Путятина, а всего здесь прописано около 600 человек, спиваются, умирают от болезней и беспросветности. Выживают кто как может: летом ходят в лес по ягоды-грибы, выращивают овощи на огородах, переправляются на материк, чтобы сбыть продукцию. Стараются заработать и на приезжих туристах – сдают дома, комнаты.

Правда, по словам островитян, из-за проблем с морским транспортом в этом году туристический сезон фактически сорвали – отдыхающие не смогли заехать на остров с автомобилями.

Между тем, по неофициальным данным, часть береговых земель отдана частным лицам. Территория загорожена и прохода туда нет. Народ подметил – для отвода глаз там пасётся пара оленей, но это явно не похоже на зверосовхоз.

Старожил Путятина Виктор Бычихин жалуется на большие проблемы с питьевой водой. По его словам, подвоз администрация не осуществляет, колонок нет. Уголь на зиму завезли, а с дровами беда! Нечем отапливать дома женщинам, чьи мужья и сыновья мобилизованы! Дороги не ремонтируются, пирс в аварийном состоянии. Как в фильме ужасов.

– Почему вы уехали с острова? – спрашиваю женщину, которая продаёт на Путятина дом.

– Устала, хочу в мир! – вырывается у неё. И тут же она резко начинает нахваливать островную жизнь. Природу, магазины, медпункт, где оказывают только первую помощь. Если что, ждите «скорую» на вертолёте.

Рейсы отменяются

Не слишком благополучная ситуация складывается для местных жителей двух островов Владивостока – Попова и Рейнике.

Так, за несколько дней до снегопада 25, 26 и 27 ноября сообщили: «Рейсы на остров и обратно отменены по погодным условиям». А потом прогнозируется еще несколько невыездных дней, а то и недель! Получается, большую часть зимы, со снегопадами и ураганами, Попов отрезан от цивилизации. На старый паром «Босфор Восточный» надо молиться, так как его возраст приближается к полувеку, но замены ему не нашли. Цена нового парома – десятки миллионов. Откуда такие деньги возьмёт городской бюджет?

– Пока вместо «Босфора Восточного» ходит катер «Лотос», – говорит житель острова Попова Андрей. – Слухи ходят, что вообще «Босфор» ходить не будет. Альтернатива? Дорогие коммерческие рейсы – от 500 до 1500 рублей. Здесь нет работы – местные уезжают в город, снимают квартиры. Зарабатывать можно разве что на туристах и на браконьерстве.

Своей историей поделилась предприниматель Мария Савченко. Объездив с мужем полмира, они на собственной земле на острове Рейнике сначала оборудовали места для отдыха, а теперь планируют построить отель. – Место кайфовое для людей, здесь была заповедная земля, – говорит Мария. – Мы сами следим за порядком, не позволяем копиться мусору. Бережём природу, ведь на острове произрастает 300 видов краснокнижных деревьев и растений. Не рубим и не уничтожаем – используем опыт других стран. На острове проводим время круглогодично, на выходных, на каникулах. Здесь другая атмосфера – чувствуешь себя свободным человеком.

– Есть ли проблемы с морским сообщением?

– «Босфор» идёт до Попова, а там уже ждёт катер на подушке, который доставляет на Рейнике. Добраться можно. Правда, вместительность маленькая.

Супружеская пара энтузиастов не привыкла сетовать на жизнь. Хотя они остро подмечают недостаточное внимание к острову со стороны муниципалитета. Островитян осталось совсем немного – около 20 стариков, остальные – приезжие, развивают туризм. Сегодня на Рейнике нет ни поликлиники, ни медпункта. Нет оборудованных муниципальных пляжей, ни шезлонгов, ни вышек, ни спасателей.

С одной стороны, развивать инфраструктуру острова необходимо. Пока народ в основном сюда добирается отдыхать дикарями. Но смогут ли сохранить экологию, девственную природу острова при бурном росте туристического потока?

Пока верстался номер, из ЗАТО Фокино пришло сообщение – к зиме для жителей Путятина нашли катер на морской подушке. Вместимость приблизительно – 5 человек. Островитяне готовятся к зимней изоляции. У кого есть возможность сбежать с острова навсегда, обязательно это сделает.

Комментарий власти

Александр Баранов, глава администрации ЗАТО Фокино:

– Ремонт плашкоута «СП-Путятин» проводится на судоремонтном заводе. Из-за выявленных дополнительных сложностей, специалисты были вынуждены продлить срок ремонта. Для этого были выделены деньги из местного бюджета в полном объёме. Ремонт по корпусу выполнен уже больше чем на 85 %. Ожидается завершение к началу декабря. На сегодняшний день (22 ноября) перевозка жителей с п. Дунай на ос. Путятина осуществляется маломерным катером, с владельцем которого заключён гражданско-правовой договор между муниципалитетом для их доставки. В соответствии с договором данное судно имеет разрешение на круглогодичную эксплуатацию спасательным отрядом ГО ЧС и ПБ ГО ЗАТО Фокино. Для обеспечения перевозки пассажиров при низких температурах будет задействовано судно на воздушной подушке «ГИДРОЭЙР-10». Капитан судна прошёл обучение, а судно – технические испытания. Для допуска к вождению капитан получил права.

Мнение эксперта

Александр Латкин, доктор экономических наук, профессор:

– Я – за альтернативные варианты развития транспортных составляющих. Надеяться только на сухопутную дорогу, воздушный или морской путь нельзя, гораздо разумнее всё развивать комплексно. С другой стороны, сложно обеспечить экономическую выгоду морского пассажирского транспорта, тем более, на такие территории, как Попова, Путятина, где проживает немного людей, должны быть субсидированные государством проекты. На островах перспективно развивать туризм, создавая условия для бизнеса. В целом необходим продуманный системный подход, инициатива краевой и местной власти.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах