В воскресенье, 17 августа Владивосток ждет завораживающее шоу по мотофристайлу. Пройдёт оно на набережной ДВФУ. Уровень мероприятия переоценить трудно: ведущие райдеры России и приглашенная звезда FMX из Италии продемонстрируют головокружительные трюки.
Сегодня «летающие мотоциклисты» встретились с приморскими журналистами, чтобы рассказать о себе, особенности национального FMX и даже - почему они занимаются благотворительностью.
- В двух словах - что такое мотофристайл? Как он появился в России?
Алексей Колесников: Ставится парк - рампа и все такое. Райдер садится на мотоцикл, разгоняется, набирает скорость, совершает прыжок на 15-20 метров и в полете совершает всевозможные трюки. У каждого, естественно, есть свои любимые. У меня, например, это Hart Attack, Ванни любит разнообразные флипы, Алексей - Dead Body, Антон - «Хлыст», это практически горизонтальный полет с одновременным вращением и поворотами.
- Чем удивите Владивосток? Программа уже готова?
Ванни Оддера: - Хочу сделать с Алексеем совместный номер. Покажем что-нибудь вместе, а?
А.К.- Да, у нас есть такой. После того как один приземляется, другой делает сальто у него над головой, едва не касаясь. А вообще, что-нибудь крутое обязательно покажем, хотя заранее программа от начала и до конца не прописывается. Это здесь мы обычные мальчики, сидим и отвечаем на вопросы, но как только надеваем шлемы и садимся в седло — все, мы другие люди. Можем прыгнуть в толпу, а можем прыгнуть в воду. Все что угодно!
- Всегда хотелось узнать: а вот все эти названия трюков, все эти «Хлысты», «Шаолини», «Гробы» и «Скалолазы» - откуда они берутся? Кто придумывает названия?
А.К.- Тут, на самом деле, все достаточно автоматизировано. Если ты по-настоящему крутой и сделал первым какой-то трюк, то имя ему выбираешь сам. Тот же Hart Attack назван по имени мужа певицы Пинк, Кэрри Харта. "Атака Харта" представляет собой вариацию "Супермена", выполняемого с вытянутыми вверх ногами. Этот трюк считается одним из самых сложных, его делают немногие спортсмены.
- То есть для того, чтобы прославить себя таким образом, нужно уже иметь имя в тусовке райдеров?
А.К. - А тут все просто: если у тебя нет имени в тусовке, ты первым трюк такого уровня сделать просто никогда не сможешь.
- Как все это начиналось в России?
А.К. -Дисциплина эта достаточно молодая, в России особенно. Когда мы впервые поставили рампу и решили, что будем кататься, было очень много скепсиса. Говорили, что дисциплина очень капризная, что здесь она не приживется, мы ничего не добьемся. Действительно, мотофрийстал очень сильно зависит от погоды: не должно быть ни ветра, ни дождя, ни грязи, ни снега. В России такое бывает редко. Но, знаете, я уже только во Владивостоке третий или четвертый раз, впервые побывал здесь в 2007, и могу сказать, что FMXдвижется по нашей стране буквально семимильными шагами.
- Вы недавно вернулись из Крыма, были в Севастополе. Как вас там встретили? Похожи ли Севастополь и Владивосток? Все-таки города портовые...
А.К. - Нас встретили очень тепло, невероятно просто. Встретили огромное число людей и все говорили: «Мы так рады, что наконец-то вернулись домой!» Но, знаете, мы никогда не смешиваем спорт и политику, не ставим никаких политических целей и задач, а просто едем с самыми благими намерениями — удивить и порадовать народ. Во Владивостоке, конечно, своя энергетика, здесь свои «исходники» и ассоциации... Мне даже сложно об этом говорить, думаю, вы меня понимаете. Всегда лечу сюда с удовольствием с того момента, как впервые побывал здесь в 2007. Наконец-то сбылась мечта — мы не улетим на следующий день после соревнований, у нас будет время, чтобы изучить и узнать город, а потом отправимся в Хабаровск. Насладимся по полной программе!
- Ванни, вы заядлый рыбак. Успели уже порыбачить?
- Нет, пока еще нет, но очень надеюсь и жду этого!
- Как оцениваете уровень площадки? Успели ее повидать?
А.К.- Мы постоянно на связи с организаторами, все они делают правильно и хорошо, за что им большое спасибо, а мы в свою очередь постоянно консультируем команду. Думаю, площадка будет в полном порядке, так что единственное, что нам сможет помешать, это погода. Надеемся, обойдемся без дождя и ветра.
- Ты говорил, что ваш спорт — капризный. А чем тогда занимаются райдеры зимой?
А.К. - Тем же, чем и летом. Катаемся! Только уже на шипованной резине. Естественно, это тяжелее и опаснее, гораздо сложнее. Приходится очень много работать: чтобы один день покататься, нужно два дня убирать парк от снега. Тем более, на холоде и двигатель ведет себя по-другому, и тело в воздухе чувствуется иначе, даже руки по-другому держат руль. Весь мир крутит пальцем у виска, но есть и плюс — зимняя практика хорошо закаляет, и если я катался зимой, на следующих соревнованиях я подготовлен лучше. Делать больше нечего — остается кататься.
- Как вы считаете, когда нужно начинать кататься?
А.К. - Естественно, сначала нужно откатать мотокросс. Это обязательно.
Алексей Айсин: - Я бы посадил ребенка года в три. Дело в том, что чем старше человек, тем ему страшнее. А у ребенка психика еще не сформирована, и если ты скажешь ему, как проходить тот или иной поворот, выполнять элемент, покажешь это, то он просто повторит за тобой и страха у него не будет. Вот меня привели в шесть лет, я кое-чего добился. Но, думаю, если бы пришел в спорт раньше — катался бы уже на мировом уровне.
Антон Смирнов: - В профессиональный спорт нужно отдавать с самого раннего возраста.
А.К. -Самого младшего райдера я видел, было ему, кажется, два года и восемь месяцев. Но все-таки считаю, что надо отдавать лет с шести-семи. Может быть, до десяти даже. Потому что к этому времени ребенок уже понимает, что происходит вокруг. А если отдать его в три года, то к пятнадцати он уже выиграет все, что можно выиграть вообще. Оглянется по сторонам — и поймет, что ни детства не видел, вообще ничего. Он же не тамагочи, за которого родители все решают. И вот тогда начинаются ссоры, много таких случаев.
- Какой подарок от поклонников запомнился больше всего?
Ванни Оддера: - Однажды, когда мы были в туре, женщина-дизайнер подарила нам плюшевых медведей ручной работы, сшила их сама. Они были потрясающие. Она учла даже такую деталь, как моя болезнь — а у меня внутренние органы расположены зеркально и сердце находится справа — так вот, у моего медведя сердце было нашито справа. Сразу было понятно, что она вложила в это душу. Такое не забывается.
А.А. - Как-то раз расписался парню на груди, а потом приезжаю — у него моя роспись татуировкой набита на том же самом месте.
А.К. - Бывает, что татуировки с твоими фирменными трюками на спину набивают, потом показывают. Ну что тут скажешь... приятно это, конечно.
- Расскажите о вашем благотворительном проекте «Мототерапия».
В.О. - Каждый из нас должен участвовать в жизни людей с ограниченными возможностями, кто как. Мы — при помощи мотофристайла. Каждый из нас может дать частичку себя этим особенным людям - инвалидам. Я много путешествую по миру, вижу, как много боли испытывают дети-инвалиды. И мы не должны отворачиваться от них, так что меня радует, что мы думаем о живых людях, а не одном мотокроссе.
А.К. - Это даже не благотворительность, это тот мизер, который мы можем этим детям дать. Мы же люди, не роботы чертовы какие-нибудь. Когда мне Ванни четыре года назад рассказал про это свое начинание, я пообещал ему сразу же, что сделаю это и у себя на родине. Видишь таких детей иногда — они всегда стоят в сторонке, всегда одни, остальные от них порой даже шарахаются. А тут посадил его на бак, сделал круг — у него столько эмоций сразу! Сам-то он на мотоцикле, быть может, никогда в жизни не прокатится. А тут — отдельное мероприятие специально для них. Врачи рассказывали мне, что при такой езде у них сразу колоссальный выброс адреналина, и им сразу же становится гораздо лучше, это медицинский факт. Так почему бы не делать такое отдельное мероприятие специально для них?! Кстати, хочу вас порадовать: сейчас я серьезно думаю над тем, что следующая «Мототерапия» пройдет во Владивостоке и уже скоро.
Шоу мотофристайла состоится в воскресенье, 17 августа, в 20.00 на Набережной ДВФУ.