1 марта 2012 года стартовала реконструкция участка автодороги Раздольное – Хасан на 74-79 км Нарвинского перевала, где строится «леопардовый» тоннель. Реконструкция включена в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». А в декабре 2014 года планируется ввести объект в эксплуатацию. Генеральный подрядчик - Тихоокеанская мостостроительная компания, которая вновь выполняет задачу государственной важности после ввода в строй объектов саммита АТЭС. Заказчик реконструкции - департамент дорожного хозяйства Приморского края, проект разработан Хабаровским филиалом ГиродорНИИ.
Для того чтобы животным было легче передвигаться по коренной территории его обитания, специалисты ЗАО «ТМК» возводят тоннель протяженностью в 575 метров. Он впишется в узкий коридор между особо охраняемыми территориями: государственным биосферным заповедником «Кедровая Падь» и заказником «Леопардовый».
Ведь именно здесь, в уникальном по природным условиям и разнообразию флоры и фауны Хасанском районе, и обитает одна из самых редких кошек на планете. Нередко дальневосточным леопардам грозит случайная гибель под колесами автомобиля - ведь одна из троп, по которым краснокнижные красавцы регулярно мигрируют в пределах Хасанского района, пролегает прямо через автотрассу Раздольное - Хасан.
Зачем копают?
Строителями всего мира признано: именно тоннели способствуют сохранению природы на подобных территориях, поэтому и Тихоокеанская мостостроительная компания - впервые в своей практике взялась за возведение тоннеля закрытым способом, чтобы не нарушить экологию участка. После его ввода в эксплуатацию автомобили будут нырять под землю, оставляя возможность леопардам путешествовать по привычным маршрутам.
Сроки строительства сжатые: 20 месяцев отведено для реконструкции транспортной артерии и строительства тоннеля. Поэтому времени терять никому не хочется. Тем более что трасса Раздольное - Хасан является дорогой общегосударственного значения с присвоенным номером А-189. Она обеспечивает внутренние связи пограничных участков с железнодорожными станциями ДВЖД и внешние, международные связи с КНР и КНДР, а также служит для выхода к морским портам Зарубино и Посьет. Безусловно, трасса с таким важнейшим экономическим, экологическим и международным значением требует внимания и вложений.
Почему остановились?
25 декабря 2012 года при строительстве закрытым способом тоннеля, при разработке колотты на врезке, на глубине 2 метра произошло осыпание грунта в объеме 50 кубометров. Комиссия, в состав которой вошли представители заказчика, проектной организации и генподрядчика, выявила несоответствие грунтов для данной технологии производства работ. В результате было принято решение внести изменения в проект.
15 мая 2014 года откорректированный проект должны были передать на государственную экспертизу, однако до сегодняшнего времени документы на госэкспертизу не ушли. Как дальше строить?
Мало того, при реконструкции всплыли дополнительные работы стоимостью 461 млн рублей, не предусмотренные проектом, и ТМК их выполнила. Заказчик пообещал - выполняйте, оплатим, однако, как оказалось оплата может быть произведена только согласно откорректированному и прошедшему госэкспертизу проекту, которого у ЗАО «ТМК» до сих пор нет. Оставшегося аванса 280 млн. рублей, выделенного на реконструкцию заказчиком, не хватит для продолжения работ, хотя подготовительные работы на объекте ведутся.
Кому нужен шум?
После того как вице-губернатор края Олег Ежов проинспектировал строительство Нарвинского тоннеля в Хасанском районе, внезапно выяснилось, что в настоящее время на объекте наблюдается существенное отставание от графика, хотя об этом давно всем было известно…
Олег Ежов ещё только дал указание профильному департаменту провести проверку и выяснить, почему задерживаются сроки возведения объекта, а средства массовой информации уже вынесли приговор: «Строители саммита АТЭС срывают сдачу «тоннеля «Путина» в Приморье» (РИА «Дейта.ru» и News.mail.ru), «Генподрядчик срывает сроки строительства Нарвинского тоннеля в Приморье – АПК» (РИА PrimaMedia.ru).
И никому из журналистов не пришло в голову обратиться в ЗАО «ТМК», чтобы узнать у строителей причины приостановки реконструкции тоннеля.
В настоящее время на северном портале тоннеля «вгрызлась» в горную породу на 314 метров уникальная машина, единственная в Приморском крае.
«Красный дракон» - так называет ее бригада проходчиков. Бурильной установке выпала главная честь спасения дальневосточного леопарда, и она настойчиво освобождает путь для будущей трассы. Вслед идёт специальная передвижная опалубка, покрывающая свод бетоном. Если дорога на земле должна стать комфортной для леопарда, то эти 557 м под землей – безопасными для каждого автомобилиста.
Если бы с начала и во время строительства тоннеля все три участника реконструкции автодороги Раздольное - Хасан (заказчик, проектировщик, генподрядчик) не напоминали персонажей басни Крылова «Лебедь, рак и щука», а работали в одной связке и с одной целью: выполнить задачу Нарвинского тоннеля – развести по разным уровням автодорогу с интенсивным движением и пути миграции леопардов, то, может быть, на настоящий момент и результат был бы другой.