О чем молчит бронзовый адмирал

Фото: Татьяна Григорьева

Отмечая знаменательные исторические даты, во Владивостоке часто вспоминают о мореплавателе и исследователе Геннадии НЕВЕЛЬСКОМ. Который, кстати, никогда не был в приморской столице, но первый памятник в городе благодарные потомки установили именно ему. С той поры минуло 115 лет.

   
   

И дольше века

Увековечить имя ученого и моряка, экспедиции которого способствовали окончательному установлению границы между Россией и Китаем, было решено в июне 1889 года. Случилось это в Морском собрании на семейном вечере, посвященном 40-летию плавания военного транспорта «Байкал» (на котором и совершались важные географические экспедиции). Возвести памятник было предложено на пожертвования горожан. Через семь лет по подписке собрали более 24,5 тыс. рублей.

Проект памятника был выполнен инженером-механиком флота Александром АНТИПОВЫМ, а утвержден - самим императором Александром III в августе 1890 года. Скульптор Роберт БАХ изготовил бронзовые элементы: бюст адмирала, три доски с изображением кормовой части транспорта «Байкал» с надписями и перечислением участников Амурской экспедиции (они были отлиты в Санкт-Петербурге), шар и двуглавого орла. Кстати, гранитные блоки, из которых сложены пьедестал и обелиск, были привезены тогда с острова Русский.

Монумент получился скромный. Впрочем, девизом всей жизни Невельского были  «скромность, труд и дело».

Закладка памятника состоялась в мае 1890 года при участии цесаревича Николая. А торжественно открыт монумент - 26 октября 1897 года.

Звездный период

Казалось бы, что с ним сделается - он же памятник. Но историки утверждают, что монумент дважды лишался двуглавого орла. Первый раз - в 1918 году, когда в пропаже по неизвестным причинам обвинили пожарных. Те в свою очередь дали объяснение в одной из владивостокских газет  за подписью своего начальника, что команда вольно-пожарного общества к исчезновению орла никакого отношения не имеет.

В советский период с памятником тоже происходило немало непонятного. В 1923 году у его подножия со стороны улицы Светланской в братской могиле были перезахоронены погибшие участники борьбы за власть Советов в Приморье. В 1927 году сюда же были перенесены останки участников владивостокского восстания 1907 года. Тогда же орла заменили пятиконечной красной звездой, и весь комплекс стал называться Памятником жертв революции.

   
   

В конце июля 1929 года Народный комиссариат по просвещению направил распоряжение во Владивостокский музей: «По вопросу о сдаче изделий из цветных металлов...»  В документе указывалось, что нет необходимости сохранять отдельные части разобранных памятников, за исключением портретных.

Бронзовый бюст Невельского и доски были переданы на хранение в городской музей, а скульптурная композиция двуглавого орла - уничтожена.

Возвращение орла

- В 1960 году по ходатайству правнука Невельского Андрея КУКЕЛЬ-КРАЕВСКОГО была произведена реставрация памятника, - рассказала главный хранитель Приморского государственного музея имени В. К. Арсеньева Нина КЕРЧЕЛАЕВА. - Бюст и бронзовые доски из фондов музея были возвращены на свое место. При этом одна из досок заменена копией, в которой отсутствовали слова императора Николая I: «Где русский флаг единожды поднят, он спущен быть не может».

Вернулся и двуглавый орел. Новую скульптуру  выполнила владивостокский скульптор Вера ГРИНЁВА. Могила жертв революции, находящаяся перед памятником, была сохранена и обустроена, как отдельный мемориал.

В начале 2000-х во Владивостоке участились случаи хищения металла. Причем металлисты не гнушались ничем, поэтому в 2001 году управление культуры города было вынуждено изготовить из полимербетона точную копию бюста Геннадия Невельского. Ее и установили в нише, а бронзового адмирала передали на временное хранение в музей.

С тех пор никакие изменения памятника  больше не коснулись.

Досье

Геннадий Невельской (1813-1876) - русский исследователь Дальнего Востока, адмирал. В 1836 г. окончил Морской кадетский корпус. В 1847 г. назначен командиром транспорта «Байкал». Деятельность Невельского и его подчиненных имела не только научное, но и большое политическое значение; работы, проведенные ими, способствовали окончательному установлению границы между Россией и Китаем на Дальнем Востоке (1858-1960).

Кстати

Именем великого исследователя названы улицы во Владивостоке и Артёме, а также Морской государственный университет.

Смотрите также: