Загнивающие миллионы

Фото:

   
   

О рекордных партиях контрабандного трепанга, изъятых таможней в прошлом году, помнят многие. На границе с Китаем изъята без малого тонна контрабанды! Еще раз напомнит о громких задержаниях грядущее весеннее тепло. И вот почему. Две самые крупные за последние 10 лет контрабандные партии «морского огурца» гниют на складах.

Холостой выстрел

Богатство, поступившее по решению суда в доход государству, превратилось в балласт.

- По экспертной оценке WWF России, рыночная стоимость контрабандной партии трепанга, выявленной сотрудниками Дальневосточной оперативной таможни на пункте пропуска «Турий Рог», составляет порядка 34 млн рублей, - рассказали нам в Амурском отделении фонда. - Для формирования такой партии браконьерам необходимо было добыть не менее 15 тонн трепанга-сырца.

Оперативная таможня сработала эффективно. Преступной группе китайских контрабандистов не помог даже специальный тайник, оборудованный в полуприцепе грузовика. Судя по всему, канал готовили для длительного использования, но не получилось. В руках у сотрудников Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) на пункте пропуска «Турий Рог» (Пограничный район) оказалось 50 мешков с трепангом (он законсервирован варено-сушенным методом) общим весом 570 килограммов.

- Увеличение контрабандного потока связано со многими причинами, одна из них - возросший спрос в Поднебесной на данный вид товара. Его цена за последние время выросла в три раза, - отметил координатор программы по защите биоразнообразия Амурского филиала WWF России Сергей АРАМИЛЕВ.

   
   

Отметим, что за 2011 год это уже вторая крупная партия трепанга, которую пытались переместить через границу схожим методом.

Мертвый груз

Собственно, на этом для таможни история с конфискатом и заканчивается. Какое-то время дериваты пролежали на складах в качестве вещественных доказательств. В ноябре по решению суда были изъяты в доход государства и переданы Росимуществу.

- Дальнейшие решения по хранению ложится на плечи именно этого ведомства, - говорит начальник оперативной таможни генерал-майор Сергей МУРАШКО. - Наши полномочия ограничиваются стадией уголовного дела.

Вся проблема в том, что вслед за этим... не следует ничего. Реализовать изъятый трепанг с пользой для государства нельзя. Не позволяет закон - ведь речь не об обычном конфискате, а дериватах, что строжайше запрещено.

Выходит, что оперативные разработки таможни, силовые захваты и изъятия - всё напрасно?

Сейчас добро без малого на 60 миллионов бездарно пылится на складах компании, которой государство в лице Росимущества и доверило хранение.

- Что делать с этими мешками - ума не приложу, - говорит сотрудник фирмы Игорь ВЕРКИН. - Получается, что надо хранить вечно? Или когда все истлеет сжечь по актам? Кроме того, приходится молчать об этих партиях от греха подальше. Деньги-то немалые.

При этом будь разрешение властей, переработка трепанга не требует особых затрат. Перемолоть в муку и сделать пищевую добавку нетрудно. Но нельзя.

Инициатива наказуема

Наверное, ни одна страна в мире не позволит себе сорить деньгами. Когда речь идет о контрабанде и браконьерстве - тем более. Имущество, орудия лова или охоты, транспорт преступников конфискуются и в конечном счете идут на нужды охраны природы и компенсацию ущерба окружающей среде.

О необходимости срочных изменений в Уголовном кодексе РФ и других законодательных актов, связанных с пресечением контрабанды, WWF говорит уже давно. Таможня живо поддерживает подобную инициативу. Это имеет прямое отношение к сохранению амурского тигра и дальневосточного леопарда. Наказание контрабандистам должно быть столь же суровым, как и за гигантские партии трепанга и женьшеня.

Очевидно, что и в случае с имуществом ситуацию надо менять. В Росимуществе по поводу изъятого трепанга хранят молчание. Очевидно, корректировке законов мешает лишь бюрократия - стремление жить «не высовываясь» и полное отсутствие желания выступать с инициативой, требуя решения проблемы.

Смотрите также: