За счет государства. Строители Русского моста стали «королями госзаказа»

Владивосток, 20 марта – АиФ-Приморье. Строители моста на остров Русский попали в десятку миллиардеров, которые в минувшем году получили самые «выгодные» заказы от государства. Строительная компания «Мост», а также производственное объединение «Мостовик» (оба «причастны» к возведению во Владивостоке моста через пролив Босфор Восточный) несколько раз фигурируют в списке, составленном редколлегией журнала Forbes.

   
   

Кто успел, тот и съел

Рейтинг «Короли госзаказа» определил основных получателей государственных подрядов в России в 2012 году. Первое место уже второй год подряд занимает Аркадий Ротенберг, которого СМИ ласково называют «друг Путина». По данным Forbes, в прошлом году бизнесмен выиграл контракты на 286 миллиардов рублей. При этом за четыре года президентства Дмитрия Медведева компании, подконтрольные Ротенбергу, выполнили для государства работ на 900 миллиардов рублей.

Второе место в списке занял владелец «Стройгазконсалтинга» Зияд Манасир. Его компания, специализирующаяся на подрядах для «Газпрома», за 2012 год выполнила заказы на 80 миллиардов рублей.

Кстати
В 2011 году Геннадий Тимченко занимал в аналогичном рейтинге Forbes шестую позицию.

Интерес вызывает третье место, куда журнал поставил Геннадия Тимченко – бизнесмен в этом году купил 25% акций строительной компании «Мост», которая возводила мост на остров Русский. По данным Forbes, Тимченко в прошлом году выиграл контракты на 51 млрд рублей. Сам коммерсант обвинил издание в завышении его доходов от госзаказа, отметив, что они значительно ниже, нежели чем пишет издание. В общей сложности, по данным представителей Тимченко, они составили 29 млрд рублей.

Приморский след

«Приморские корни» также обнаруживаются в конце списка. На девятой строчке Forbes расположились совладельцы СК «Мост» Владимир Костылев (на фото) и Евгений Сур, которые выполнили работы для государства на 25 млрд рублей.

- Костылев и Сур познакомились на строительстве БАМа, и сначала их компания специализировалась на железнодорожных мостах на востоке страны, - пишет издание. - В 2003 году после окончания строительства БАМа они приобрели компанию «Бамтоннельстрой», обладавшую самым большим в стране парком тоннелепроходческих щитов. Эти щиты работали на строительстве тоннелей для совмещенной автомобильной и железной дорог в олимпийском Сочи и пробивают сейчас новые линии московского метро.

   
   

Завершает рейтинг «королей госзаказа» глава крупнейшего строительного холдинга Омской области НПО «Мостовик» Олег Шишов. Его компания в начале октября 2007 года выиграла тендер на проектирование Русского моста. Общая сумма подрядов компании в прошлом году, называемая Forbes, составила 20 млрд рублей.

Миллиард сюда, миллиард туда

По данным СМИ, строительство моста на Русский обошлось в 32,2 млрд рублей. Еще столько же ушло на подъездную дорогу (в аэропорт и город). Переход начали строить в 2008 году, 1 июля 2012 года премьер-министр Дмитрий Медведев открыл рабочее движение по мосту, а спустя месяц, 1 августа мост открыли и для личного транспорта.

Вантовый мост (как его Золотой «брат», соединивший центр города с мысом Чуркин) на остров Русский был построен в рамках подготовки Владивостоку к саммиту АТЭС. Является рекордным по сразу нескольким показателям среди вантовых мостов в мире: у него  самые высокие пилоны (324 метра) и самый длинный русловый пролет (1104 метра). Также рекордной является и длина вант. Самая длинная достигает почти 580 метров.

Скандалы на мосту

Русский мост не раз становился объектом критики, и также предметом восхищения экспертов. Так, аналитик центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) Алексей Михайлов назвал мост «бесполезным сооружением за $1 млрд». По мнению эксперта, у сооружения небольшая пропускная способность, а население острова слишком мало для таких затрат. В противовес таким эскападам «Мировой портал недвижимости» поставил мост во главе списка «самых значимых архитектурных проектов в России за 2012 год».l

«Провисшие» ванты Русского моста наделали много шума в Интернете. Фото: Игорь Онучин

Не так давно мост пестрел в криминальных сводках. В середине января приморские полицейские раскрыли масштабную аферу: ушлые работники компании-суобподрядчка строительства, собравшись в преступную группу, своровали металлоконструкции, которые предназначались для сооружения временных опор мостового перехода, на 100 млн рублей. Впрочем, строители уверяют, что это никак не повлияло на процесс возведения моста. Все участники группировки задержаны. Каждому из них грозит до 10 лет лишения свободы.

В феврале в местных и федеральных СМИ прогремело сообщение о том, что на мосту якобы «провисли ванты». «Струны» моста приняли волнообразную форму, техническим состоянием конструкции заинтересовались в прокуратуре и Ростехнадзоре. Как заявили строители, это была «нормальная реакция материалов на изменчивую температуру» и искривление абсолютно не опасно для конструкции моста. Позже безопасность моста и его вантов подтвердил и Ростехнадзор. Тем не менее многих жителей Владивостока эта новость успела напугать.