Экскурсия на дно: в Приморье туристам позволят увидеть затонувшие корабли

Аквалангист исследует поверхность затонувшего миноносца № 208. © / Андрей Шпатак / Общество изучения Амурского края

Отряду Дальневосточного подводного поиска исполнилось полвека. За эти годы энтузиасты обследовали столько затонувших кораблей, что хватило бы на небольшую флотилию. А скоро увидеть, что спрятано на дне Тихого океана, смогут не только специалисты, но и туристы, обладающие навыками подводного погружения. Об этом рассказали на встрече с журналистами члены Общества изучения Амурского края - Приморского краевого отделения Русского географического общества (РГО).

   
   
Ствол пулемёта «Максим» на палубе затонувшего миноносца. Фото: Общество изучения Амурского края / Алексей Шпатак

Затонувших - сотни, найденных - единицы

Справка
Подводный поиск в Приморье ведётся уже 50 лет. В начале 60-х годов первые группы энтузиастов из Владивостока, Славянки, Находки и других мест совершили несколько удачных спусков под воду.
Энтузиасты-подводники честно признаются, что подводный мир неохотно открывает свои секреты. Хотя сейчас от берегов Русской Америки и до Приморья уже точно известно о почти 700 затонувших судах и фактах кораблекрушений. Поиск и обследование затонувших объектов может пролить свет на отдельные эпизоды истории Дальнего Востока, что очень важно. 

На морской карте, которую совершенно открыто продемонстрировали журналистам, обозначены только подтверждённые случаи затопления судов или кораблекрушений в Японском море. В общей сложности это 50 объектов, причём около 40 из них достоверно описаны.

Морская карта, на которой отмечены места кораблекрушений. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Особую ценность представляет транспортное судно «Байкал», на котором совершал экспедиции сам адмирал Геннадий Невельской. Транспорт затонул, как говорят моряки, «у стенки», причём практически рядом с тем местом, где сейчас стоит памятник адмиралу, расположившийся на улице Светланской, напротив Успенского храма. Затем береговую линию бухты Золотой Рог стали расширять и засыпали «Байкал» толстым слоем грунта. Так что теперь он - объект для исследования археологами, а не аквалангистами. 

Исследование миноносца №208 Фото: Общество изучения Амурского края / Андрей Шпатак

Справка
Пик активности приморских дайверов пришёлся на 1988 год, когда Приморский краевой клуб подводного поиска «Восток» успешно выполнил целый ряд исследований.
Есть на счету участников проекта и несколько уникальных находок. Например, шхуна «Восток», крейсер «Изумруд» и вызвавший особый интерес у дайверов миноносец Сибирской флотилии № 208. Он затонул в непосредственной близости от Владивостока 4 июля 1904 года, подорвавшись на японской мине.

Сохранились координаты, где это произошло. Поэтому в начале 30-х годов, когда страна остро нуждалась в металле, были начаты поиски затонувшего корабля. Успехом они не увенчались. Много позже о поисках корабля вновь заговорили, теперь уже с целью поднять и превратить в музейный экспонат. И снова не нашли. Лишь в 2011 году энтузиасты Приморского краевого клуба подводного поиска «Восток» наконец-то обнаружили «подводного путешественника». 

Дайвер опускается к затонувшему миноносцу. Фото: Общество изучения Амурского края / Андрей Шпатак

Вот только поднимать миноносец уже смысла нет, зато в качестве подводного экспоната он может привлечь внимание подводных туристов.

   
   

Турист туристу рознь

Пока осмотреть красоты и тайны Тихого океана может далеко не каждый - в Приморье просто нет экскурсионных батискафов. Поэтому подводным туристом может стать лишь тот, кто обладает навыками погружения с аквалангом.

- И не просто навыками, а подтверждённым уровнем подготовки работы под водой, - рассказал Юрий Ведерников, действительный член РГО. - В крае работают несколько школ дайвинга, где можно овладеть этой специальностью и даже получить сертификат международного образца. Очень важно, чтобы у подводного туриста не было противопоказаний к погружению. Так что мы приглашаем на экскурсии только подготовленных людей. О цене договоримся. 

Один из котлов миноносца № 208. Фото: Общество изучения Амурского края / Андрей Шпатак

Экскурсии могут стать значимым подспорьем в работе клуба подводного поиска, ведь все свои исследования они проводят на голом энтузиазме. Зато нашли столько интересного.

- Мы были на острове Стенина, посмотрели останки шхуны «Восток», - рассказывает Роман Фадеев, председатель секции подводных исследований. - К сожалению, от него почти ничего не осталось, только элементы парового котла. Возможно, шхуну перемололо волнами и камнями, или там поработали металлисты. 

Так выглядят экспонаты, оказавшись на воздухе. Элемент паровой машины шхуны «Восток». Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Поднимать из воды такой объект не имеет смысла, так как пока ещё не придумали способы консервации металлических частей судна, и они могут разрушиться под воздействием солнечных лучей, воздуха и других факторов. Поэтому осматривать затонувшие суда и корабли лучше под водой. Туристы-подводники смогут вести фото- и видеосъёмку, что позволят в дальнейшем отслеживать изменения, происходящие с объектами.

Подводные клады

До сих пор на дне океана есть корабли, будоражащие умы обывателей. Легендарное золото Колчака, знаменитый китайский фарфор и даже… коньяк 100-летней выдержки - всё это до сих пор надеются найти охотники за подводными сокровищами. И не всегда рассказы о подводных кладах  - всего лишь байки.

Утром 18 мая 1906 г. в районе Аскольда подорвался на мине и затонул грузовой пароход «Князь Горчаков». Он следовал в порт Владивосток из Одессы. Какой груз находился на нём, доподлинно неизвестно, так как грузовых документов не было обнаружено, но бытует версия, что пароход вёз в своих трюмах коньяк. Качественный алкоголь в то время доставляли из Одессы. Так ли это – подтвердить или опровергнуть смогут только дайверы. Поиски уже начались.

Иллюминатор миноносца №208. Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

7 октября того же 1906 года ушёл в свой последний рейс товаро-пассажирский пароход «Варягин». Как следует из архивных документов Российского исторического архива Дальнего Востока, в тот злополучный день на пароходе перевозили груз золота в сопровождении чиновника и охраны. Груз состоял из золотых монет на общую сумму шестьдесят тысяч рублей. 

- Попытки снять золото с «Варягина» начались не сразу, а только по прошествии более восьми лет, - рассказал историк Алексей Буяков. – Экспедиция закончилась неудачно. Но оказалось, что помимо золотых монет на пароходе находился и другой «очень ценный» груз. И именно его собирались поднимать в первую очередь, а затем уж какие-то там золотые червонцы.

Но золотому кладу, похоже недолго осталось покоиться под слоем песка и ила на дне Уссурийского залива - уже в этом сезоне к нему спустятся аквалангисты краевого клуба подводного поиска «Восток».  

Элементы такелажа парусного фрегата «Паллада». Фото: АиФ / Татьяна Григорьева

Печальная статистика

Но не только клады не достигали места назначения, люди тоже не всегда добирались до берега. Так, о трагической судьбе парохода «Индигирка», на котором перевозили заключённых, даже в Приморье слышали немногие. А произошла трагедия в 1939 году, пароход унёс с собой на дно морское почти 750 человеческих жизней. 

Справка
«Индигирка» - советский пароход, использовался в системе ГУЛАГ для перевозки заключенных. Построен в 1919 году как «Лейк Галва», служил под именами «Рипон», «Малсах» и «Коммерческий квакер» в период с 1920 по 1938 год. В 1938-м был переименован в «Индигирку».
- Проблема состоит в том, что было две «Индигирки», - рассказал Игорь Неупокоев, один из участников этого проекта. - Одна, 1886 года постройки, - английская, другая спущена на воду в 1919 году в Америке. Последняя и была «героиней» нашего сюжета. С обеими очень запутанная история. Дело в том, что суда эксплуатировались примерно в одно и то же время - 30-е годы прошлого столетия - у нас на Дальнем Востоке. Мы нашли, предположительно, ту, которая была расстреляна в качестве мишени у острова Рейнеке. К ней уже ныряли. На дне сохранились обломок кормы с винтом и разводка труб. Мы продолжим эту работу, чтобы точно установить, то ли это судно.

Упомянутый выше «Варягин» утянул за собой не только золото, но и, как минимум, 200 человек, эту цифру установили по числу проданных билетов, но ещё какое-то количество пассажиров купили проездные прямо на пароходе. 

План действий

Этим летом у дайверов намечена обширная программа. Они планируют обследовать морскую акваторию у острова Карамзина. Совершат ряд погружений у мыса Вятлина (остров Русский), где попытаются найти останки итальянского парохода «Люция-Виктория», который в 1906 г. в тумане наскочил на камни и затонул. А если позволят время и погода, то подводные исследователи постараются добраться и до гидросамолёта «Каталина», затонувший в бухте Спокойная под Находкой. Так что этой осенью нас ждёт ещё один интересный рассказ о затонувших объектах Приморья. 

Элементы судового оборудования парохода «Люция-Виктория». Фото: АиФ / Татьяна Григорьева