Как и чем лечат полотна в Приморской картинной галерее

Светлана Плешивцева. © / Татьяна Григорьева / АиФ

В учебниках и летописях хранятся знания по мировой и российской истории. Но не менее интересные факты могут рассказать картины. Вот только время неумолимо, и с годами они рвутся, темнеют, теряют краску, их поражает плесень и другие болезни. 

   
   

Как помочь полотнам, знает Светлана Плешивцева, музейный реставратор, которая трудится в этой отрасли без малого полвека. 

История болезни

Справка
Реставрация - в переводе с латинского «восстановление». К услугам реставраторов в России впервые обратились во времена Петра I. Первая реставрационная мастерская появилась в Эрмитаже.
- Сейчас мы занимаемся восстановлением полотна «Изгнание из рая» итальянского художника Якопо Пальма младшего. Эта работа 16-го века. В музее она числится как оригинал, но не исключено, что это копия неизвестного итальянского художника, и это предстоит выяснить научным работникам. Я давно мечтала привести её в порядок. Прежде чем картину увидят посетители, она должна пройти все этапы восстановления. Реставрировать полотно мы начали в июле прошлого года, а выставим обновлённое - в августе текущего.  

- Реставрация одной картины занимает целый год?

- Не удивляйтесь, это длительный процесс, который длится порой несколько лет. И размеры полотна впечатляющие, практически два на два метра. После того, как работа попадает в мастерскую, её внимательно осматривают, выявляют все повреждения и дефекты. Также мы сделали фотографию, как выглядело полотно до реставрации, и только потом приступили к работе. И в первую очередь живописный слой оклеили пергаментной бумагой, используя при этом осетровый клей.

Картина готовится к реставрации. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Осетровый - то есть рыбный?

- Он позволяет сохранить тот самый живописный слой. Воздушные пузыри осётра высушивают, измельчают, замачивают, варят на водяной бане и в результате получается клей. Раньше он стоил 600 долларов за килограмм, а сейчас и того дороже. Думаю, не менее 1,5 тыс. Сами мы его не варим, а пользуемся уже готовым. Кстати, это изобретение российских учёных.     
   

После тщательной проклейки холст снимаем с подрамника, раскладываем на столе и разглаживаем холодным утюгом, чтобы проклеить все мазки. Если они пастозные (объёмные), их можно раздавить, поэтому утюжим через фланель. Потом переворачиваем. Если на полотне дыры - ставим заплатки, а если холст ветхий -  дублируем. Что и пришлось делать с полотном «Изгнание из рая». Работы много, она непроста. В самом конце небольшой кисточкой восполним масляными красками все утраты. 

Утюг помогает при реставрации. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- В такие минуты, наверное, чувствуете себя настоящим итальянским художником?

- Нет, но работа очень кропотливая, требующая внимания ...

- Много раз слышала, как реставраторы используют в речи медицинские термины, а картины у них - больные. 

- Реставраторы полотно называют просто - плесневелое или с порывами, а смысл один - картина больна. А врачами нас называют, потому что мы работаем в белых халатах и в перчатках.       

Об иконах

- Реставратор - профессия мужская или женская?

- И мужская, и женская, хотя в ней больше мужчин. В нашей галерее так сложилось, что работают женщины. Нам приходится и холсты натягивать, и молотком стучать, в общем, заниматься тяжёлой физической работой. 

Сейчас в залах галереи поддерживают постоянный температурный и влажностный режим. На его изменения реагирует не только сам холст и живописный слой, но и деревянная основа. Даже иконы со временем от сырости начинает вести. Это происходит потому, что доску под икону надо готовить правильно. Спил должен быть выполнен ближе к сердцевине, в противном случае она будет выгибаться. 

Каждая картина тщательнейшим образом рассматривается. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

-  Как картина «Святое семейство» Рафаэля Санти, которую этой зимой демонстрировали приморцам? У неё доска тоже была немного выгнута.

- Деревянная основа впитывает влагу и деформируется, поэтому иконы со всех сторон обрабатывают. Но со временем пропитка обтирается, поэтому происходит деформация, а порой и раскол. Его реставраторы склеивают. 

- Говорят, что перед написанием икон надо получить благословение. Реставрацию это тоже касается?

- Знаю, что иконы художники пишут после совершения молитв. Но мы занимаемся реставрацией, а не письмом. Ни разу не слышала, чтобы реставраторы не начинали работу, пока не сходят в храм и не получат благословение. Лично я верю в то, что человек должен быть честным, относиться к своей работе ответственно и не причинять зла, тогда и не надо будет грехи отмаливать.

О шедеврах

- Какие уникальные произведения вам приходилось восстанавливать? 

- Во время реставрационных работ натюрморта с газетой «Правда» художника-модерниста Павла Любарского я обнаружила на обороте холста ещё один натюрморт с лампой и яблоком. Он оказался более раннего периода, но не менее ценным. Казалось, что сохранить оба нет возможности, но я попросила изготовить подрамник и раму типа пялец - для двусторонней живописи. Предварительно реставрировала холст, под него подвела батист, заделала порыв, соединив его буквально по ниточкам. Сегодня это произведение можно рассматривать с двух сторон. Подобные находки не редкость. К таким работам особый подход, одновременно их смотреть невозможно, поэтому в экспозиции их демонстрируют по очереди - сначала одну сторону, а затем - другую.

Пятьдесят оттенков не только у серого... Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Что делаете, если изображение на картине остаётся загадкой?

- В таких случаях фон подбираю по тону, чтобы не бросалось в глаза. Если, например, отсутствует природа, её можно восстановить. Ведь где-то на картине сохранилась часть дерева или листвы. Например, на натюрморте Фёдора Барзенкова было 24 порыва, а сегодня он как новенький. 

О мистике

- Согласны ли вы с утверждением, что реставратор - профессия столичных городов? 

- В деревне реставрировать нечего, так как все картины хранятся в городских галереях. Поэтому реставраторы - работники галерей.

- С зарубежными коллегами общаетесь? 

- Безусловно. В 90-е, например, в Пекине я занималась реставрацией работ китайского живописца, который учился в Париже. Во время культурной революции его жена спрятала работы, а когда извлекла их, пришлось срочно искать специалиста для их спасения. Одна из картин, автопортрет, был наклеен на фанеру. Мне пришлось аккуратно дублировать полотно на холст. За месяц я сделала четыре работы. В Пекине хорошо принимали и находили всё необходимое - клей, пылесос, мраморный стол. С китаянкой мы общались, не зная языка, тем не менее понимали друг друга и расстались друзьями.

Труд Светланы Плешивцевой неоднократно отмечался наградами. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Можно ли в домашних условиях отреставрировать старое полотно? Ведь сегодня так много советов в Интернете.

- Одно дело прочитать, а другое - сделать так, чтобы не повредить ни полотно, ни холст.  Ведь работу можно так помыть, что краска расплывётся или того хуже, лицо героя исчезнет. Так что пусть каждый занимается своим делом. 

Досье
Светлана Плешивцева. Художник-реставратор масляной живописи I категории, Заслуженный работник культуры РФ. Родилась 18 ноября 1943 г. в г. Артёме Приморского края. Окончила Владивостокское художественное училище, отделение живописи. В этом же году поступила по направлению в Приморскую картинную галерею научным сотрудником. Стажировалась в реставрационных мастерских им. Грабаря в Москве, Иркутске, Санкт-Петербурге. Замужем. Два ребёнка, четыре внука и одна правнучка.