Владивостоку требуются зоны комфортного отдыха

Шамора - образец эстетической пошлости. © / Олеся Новикова / АиФ

Главной целевой группой благоустройства выступили обычные жители города. Этот опыт перенимают сегодня в России. А нам слабо? Об этом рассуждает дизайнер, автор строительных и реставрационных проектов, реализованных по всей стране Ася СЧЕНСНОВИЧ. Именно она предложила эскиз реставрации Детского парка на ул. Черемуховой во Владивостоке.

   
   

Увы, пока Владивосток не дотягивает до этого уровня, хотя новый статус столицы Дальнего Востока обязывает. Есть много ресурсов: море, сопки, уникальная природа, и много хаоса, архитектурных нелепостей, тесноты, выхлопных газов. Дом на доме, автомобиль к автомобилю, высотки, перекрывающие вид на море, рестораны-бары, нависшие над побережьем. За зелень, за скверы народ отчаянно борется, преимущественно, с точечной застройкой, и последняя чаще побеждает. Мы знаем о существовании программ: «Город для людей», «Доступная среда», но прогресс в этом направлении происходит крайне медленно.

Не только камень и металл

- Ася, вы учились на кафедре дизайна интерьера в Архитектурном институте Дальневосточного государственного технического университета. А что потянуло на профессию? Мода на дизайнеров?

- Ещё ребёнком я рисовала на асфальте планы каких-то фантастических комнат. Мама работала биологом в теплицах, где на складах хранились глыбы старых застывших удобрений, которые прекрасно заменяли мел. Я отличалась революционным подходом к домашнему интерьеру. Пилила мебель, когда та была в дефиците, красила по-своему стены. Окончила художественную школу. Выбор профессии стал логичным и осознанным. С тех пор почти не сплю - днём на стройках, ночью за компьютером, корплю над проектами.

- Каким запомнился город детства?

- К счастью, остались яркие положительные эмоции. Моим любимым местом отдыха был парк отдыха им. Лазо, к которому я до сих пор неравнодушна. Белки на ёлках, белые здания, карусели. Нет штормов, и на много метров вода в море по колено. Помню оригинальные детские площадки: в районе проспекта Столетия стоял целый городок с резными деревянными фигурами, будто персонажами одной сказки. Для меня это выглядело стильно. Чего только стоил резной симпатичный крокодил! Тогда и Минный городок был привлекателен. А сегодня все детские площадки в городе в одном стиле. Хотя проблема с их дефицитом почти решена, но есть куда двигаться дальше.

Таким может стать детский парк на Черёмуховой. Фото: АиФ/ проект парка Анастасии Сченснович

- Вы востребованный дизайнер интерьеров, а почему заинтересовались проблемами уличного благоустройства?

   
   

- В первую очередь, как маму двоих детей, меня волнуют вопросы безопасности. Потрясли трагические случаи, связанные с детьми - в «Зимней вишне», история о мальчике, которого сбила машина в Подмосковье, и его назвали пьяным, виновным в аварии. Я убеждена - причина всех трагедий - недоработка на этапе проектирования. Нужно понимать, как лучше построить дом, развлекательный центр, сформировать окружающую среду. Большой вопрос по придомовым территориям. В большинстве случаев заезд автомобилей совпадает с выходом во двор. Почему бы не разделить их? Хороший вариант, когда можно выйти с детьми во внутренний двор, где ни ветра, ни машин. Можно не бояться, что ребёнок случайно выбежит на дорогу.

- А у нас в норме - машины на клумбах и газонах ставить. А в плане развития комфортной среды в городе что-то движется?

- Хорошо, что люди начали героическую борьбу за скверы с точечной коммерческой застройкой. Скверы облагораживаются, они становятся лучше и эстетичнее по уровню отделки. Радует Набережная Цесаревича, Спортивная, которая, впрочем, десятки раз переделывалась. Мне, в первую очередь, не хватает в городе деревьев, мест, куда можно в жаркий день в тень спрятаться. Думаю, что исторический центр города давно пора оставить в покое, не нужно ничего строить, лучше озеленять. А офисную часть вынести дальше, ближе к спальным районам. Когда в центре впритык прогулочные зоны, рабочие места, парковки, людям нет места. Возможно, под озеленение использовать крыши домов, как это делают в Европе, Азии. Нельзя всё обращать в камень и металл, обязательно нужно добавлять уголки живой природы. Тем более, у нас разнообразный ландшафт, который меняется на каждом шагу.

- Есть в городе место, где чётко определены зоны для отдыхающих?

- Это сделано на набережной Цесаревича, где есть дороги для прогулок, катания на скейтах, роликах. Идеалом в этом смысле для меня является парк Зарядье в Москве. Трассы и площадки для разных целей проработаны так, что они не соприкасаются. Все довольны - туристы, спортсмены, мамаши с колясками, влюбленные, пенсионеры.

Растащили на куски…

- Детский парк на Черемуховой во Владивостоке стал лидером голосования по городскому благоустройству. Вы предложили эскиз проекта реставрации. В чём его изюминка?

- Идея в том, чтобы разграничить парк на террасы, и у каждой будет своя целевая аудитория и функция. На одной - танцплощадка в стиле ретро, на другой - прогулочные зоны, нашлось место для катка, велосипедистов, спортивных тренажеров. Согласно карте, парку принадлежит участок с высокими деревьями, расположенный через дорогу - его можно связать декоративным мостиком, виадуком, сделать интересный безопасный аттракцион. Зелёный оазис мы предлагаем отдать под зону тишины, для мам с колясками. Отличное место для отдыха, но и лакомый участок земли одновременно. Надеюсь, его не отдадут под застройку. Пока новый парк на уровне даже не проекта, а картинки.

- Похожая ситуация с Минным городком. Есть роскошный план реставрации, но к делу так и не приступили…

- Для меня Минный городок - парк с репутацией криминальной, идущей из 90-х! Если там что-то менять, то кардинально. Здесь большой вопрос к культуре людей. Примут ли они парк в итальянском стиле? Будут ли беречь? Помните, однажды на Русском острове во время проведения «Дней Дальнего Востока» экспонаты ломали, растаскивали на куски?

- И как вы думаете приучить «дикарей» к дорогим ландшафтным проектам?

- Многое закладывается в ребёнке средой воспитания. Если с детства человека окружает красота, гармония, чистота, вряд ли он станет рушить парки, бросать мусор, ломать кусты. Дети должны понимать, что ржавые качели или обшарпанные дворы - это плохо, недостойно. Кривой бордюр и пара цветочков на клумбе - это не круто. Нужно развивать их вкус, в том числе в ландшафте, благоустройстве.

Когда гуляешь вокруг Приморского океанариума - чувствуешь себя, словно за границей. Разве кому-то придёт в голову бросить окурок в этом месте? А если в парковой зоне - ни газонов, ни клумб, там собираются маргинальные личности - и мусорят, и гадят.

Видеть дальше забора

- Давайте вернёмся к нашим популярным пляжам. Как вам отдыхается на Шаморе?

- Первое, что бросается в глаза - застройки кафе, ресторанов и гостиниц сильно «прижимают» людей к морю. Свободного пространства для отдыхающих почти нет. Заведения питания агрессивно наступают по берегу. Ни нормальных парковок, ни дорожек, ни лежаков, ни других элементарных удобств. Избушка на избушке, строят - кто во что горазд. Шамора - образец эстетической пошлости, впрочем, не единственный в нашем городе.

- А ваш любимый с детства парк Лазо?

- Подчеркну, там удивительный ландшафт, и требуется минимальное вложение средств, чтобы навести порядок. Отреставрировать дорожки, разграничить движение велосипедистов и гуляющих семей с детьми. Сделать парковки, привести в единый стиль аттракционы, кафе. Да и качество питания пока оставляет желать лучшего…

- И нечего на власти пенять, нужно каждому человеку начинать с себя?

- Любопытный пример. Сегодня строят коттеджные посёлки, а в договоре указывают - территория вокруг дома находится в аренде, поэтому хозяева не имеют права строить забор. Это делается для того, чтобы не было железных коробок, за которыми люди прячут себя, любимых. Пусть привыкают жить без высоких заборов, выходить и смотреть во двор. И создавать красоту своими руками.

ДОСЬЕ

Анастасия Александровна Сченснович родилась во Владивостоке в 1985 году. Окончила первую гимназию, Архитектурный институт, кафедру дизайна ДВГТУ. Первый проект - суши-бар во Владивостоке, выиграла в тендере реконструкции конференц-залов УралВагонЗавода среди московских дизайнеров. Участвовала в разработке фасада ТЦ Авиапарк на Ходынском поле, тендере на реконструкцию некоторых помещений санатория «Белый Лебедь» на Барвихе. Разрабатывала интерьеры для гостиницы в Титьково. Один из дипломов занял  первое место в конкурсе проектов в Италии.

Смотрите также: