Юбилей отмечали масштабно, с песнями, танцами, выступлениями творческих коллективов и салютом.
Чужие здесь не ходят
Жаль, что не все «простые жители края», для которых возводилось здание из стекла, металла и бетона, смогли попасть на это мероприятие. Пригласительные билеты распространялись администрацией края, и надо полагать, что в список счастливчиков попали исключительно достойные граждане. Оно и понятно - театр не резиновый.
Между тем, желающих послушать премьеру концертной версии оперы «Евгений Онегин» в исполнении солистов Мариинского театра Алексея Маркова и Наталии Тимченко было более чем предостаточно. Люди из «простых» граждан подходили к парадному входу в надежде на контрамарку или лишний билет и натыкались на полицейский кордон:
- Вход только по пригласительным!
При такой избирательности непонятно присутствие детей некоторых VIP-персон на премьере. Значит, кому-то - всё, а кому-то - ничего? Притом, что мероприятие финансировалось из бюджета края. И как тут не вспомнить недавний скандал в лагере «Океан», когда вместо ребятишек из утонувших регионов Амурской области и Хабаровского края на отдых в Приморье приехали отпрыски тамошних чиновников. Чьи дома не пострадали от наводнения.
Кстати, аналогичное деление на «своих» и «чужих» проделал департамент информационной политики администрации краевой администрации, отказав многим приморским СМИ в аккредитации на открытие театра оперы и балета. Без объяснения причины отказа. Как будто это частная вечеринка, а не мероприятие краевого и даже всероссийского масштаба.
На минералке сэкономили
С журналистами, получившими допуск на «режимный объект», тоже обошлись не совсем корректно. За два с лишним часа до премьеры им пообещали обзорную экскурсию по театру, но дело ограничилось беглым знакомством с малым залом. К тому же при плохом освещении. После чего прессу пригласили к столикам откушать, чем бог послал.
Фуршет проходил опять-таки в полумраке. Угощение было скромным: три тарелки с канапе, плюс чай и кофе в пакетиках. Притом, что кипятка в бойлере не было. Как сказал бы в данной ситуации незабвенный Аркадий Райкин, заведение хуже забегаловки. Поскольку горячего нет! Пришлось представителям СМИ довольствоваться сухомяткой.
- К журналистам отнеслись, как к дворовой челяди, - метко подметил сотрудник одного федерального издания, обрисованную ситуацию.
Аналогичный пофигизм устроители торжества проявили и к гражданам, приглашённым на церемонию открытия. Фуршетные столики в холле театра были заставлены бокалами с шампанским. Между тем, среди гостей было много трезвенников, язвенников, людей преклонного возраста и тех, кто был за рулем. Они просили официантов принести сок или минеральную воду и получали отказ:
- Безалкогольных напитков нет!
Присутствующие были недовольны:
- Тридцать миллионов рублей ушло на церемонию открытия, а на минералке сэкономили!
Но официанты только улыбались. Общение с гостями не входило в их компетенцию. Правда, один из волонтеров признался корреспонденту «АиФ - Приморья», что они «пашут в театре с 9 утра, и до сих им никто не предложил перекусить».
Каков поп…
На открытие нового храма Терпсихоры и Мельпомены прибыли почти 1500 человек. Большинство - на своих машинах. Но полсотни парковочных мест около подножия театра не смогли вместить авто всех желающих. Видимо, проектировщики не учли специфики Владивостока, самого автомобильного города России. Люди оставляли автомобили за сотни метров от театра. Ближе не позволяли сотрудники Госавтоинспекции, буквально оккупировавшие все подъезды к зданию. И если в будущем ситуация с парковкой авто не изменится, то добираться до театра оперы и балета, обосновавшегося в крайне неудобном месте города, будет проблематично.
Ещё один нюанс, который может негативно отразиться на наполняемости зала, - это дресс-код «блэк тай», применяемый на подобных мероприятиях. Это когда мужчины в смокингах, а дамы в коктельных платьях и платьях до пола, а также в туфлях на высоком каблуке. Для нашего «джинсового» времени подобный прикид - роскошь. Тем не менее, данные требования будут предъявляться ко всем, кто захочет попасть в оперу или на балет. Впору при театре открывать прокат одежды для выхода в высший свет. Потому что в наших краях эти предметы гардероба дефицит. Иначе зал театра на 1500 мест будет всегда пустой.
И на открытии театра публика была одета, кто во что горазд. Хотя некоторые местные информагентства поспешили отрапортовать, что «дресс-код соблюли почти все». Коллеги, зачем вводить народ в заблуждение? Либо вы не были на открытии театра, либо до начала спектакля простояли в холле у столиков с халявным шампанским.
Почти все джентльмены пришли в театр либо в джинсах, либо в обыкновенных рабочих костюмах. Включая губернатора. Как говорится, с корабля на бал. Причем галстуки и бабочки надели единицы. Дамы отметились вязаными кофтами, свитерами, шалями, цветными сарафанами с сумасшедшими декольте. На ножках милых прелестниц доминировали осенние сапоги и туфли на низком каблуке. На фоне этой цыганщины немногочисленные представительницы прекрасного пола в длинных платьях выглядели белыми воронами.
Кстати, количество женщин с накаченными губами на одном квадратном метре на премьере «Евгения Онегина» зашкаливало. Будто бы это была не премьера оперы, а конкурс «Мисс секси».
Впрочем, какой дресс-код можно было требовать от гостей театра, если начальник департамента культуры края прибыла на торжество в облегающем чёрном платье гораздо выше колен, в каких обычно ходят на дискотеку в клуб «Тем, кому за 30». Поэтому, не стоит относиться строго к местной околокультурной элите. Как говорится, каков поп, точнее, попадья, таков и приход.
30 миллионов ради «галочки»
Между тем, зрители, пришедшие на премьеру не по форме, об этом ничуть не пожалели. В зале было очень холодно: театр не подключили к центральному отоплению. Зрители спускались в гардероб во время спектакля, чтобы взять куртку или пальто. Некоторые покидали зал безвозвратно. Исход публики наблюдался на протяжении всего спектакля.
Под финал оперы кресла в зале зияли множественными пустотами. Особенно на балконе 6-го этажа, где звук был отвратительным и зрители с плохим зрением почти ничего не видели. Снабдить публику театральными биноклями руководство театра не догадалось.
Несомненно, отсутствие биноклей, плечиков, а также туалетной бумаги и даже дверей в кабинках мужского туалета - всё это мелочи в сравнении с масштабом мероприятия. Но если собрать весь этот песок в кучу, вкупе с недостроенным тылом здания театра и пирамидами брусчатки под его стенами, видно, что Приморский театр оперы и балета, по большому счету, не был готов к приему зрителей.
«Срочная эвакуация!»
Незапланированным апофеозом праздника стал дым на четвёртом этаже театра. ЧП произошло после спектакля, когда здание уже было пустым, а губернатор общался с прессой в холле. В этот момент грохнул фейерверк на паперти перед театром. Гости, из тех, кто не успел уехать после окончания спектакля, единодушно отмечали, что «салют был скудным, на свадьбах бывает круче».
Когда раздался крик «Срочная эвакуация! В зале задымление!», кто-то предположил, что это учения, организованные для персонала. Но дым оказался реальным, и здание тут же было окружено пожарными машинами.
На вопрос, что случилось, один из пожарных предположил, что «коротнул силовой кабель». Через пару часов пресс-служба Главного управления МЧС России по Приморскому краю сообщила, что «небольшое задымление произошло в подсобном помещении театра. Причина задымления - непотушенный окурок сигареты. Очаг задымления был ликвидирован в течение 15 минут. Никто не пострадал».
Трудно сказать, сколь долго премьера «Евгения Онегина» останется в памяти народа, но память о задымлении в день открытия театра оперы и балета будет жить вечно. Плохое помнится долго. Как, кстати, и пожар на Золотом мосту.