Одиночную кругосветку протяжённостью в 150 тысяч километров по пяти континентам решил совершить на своём байке москвич Олег Харитонов.
Из них 12 тысяч 214 километров, от Первопрестольной до Владивостока, он уже намотал на колеса своего байка. С заездом в Монголию.
Свой проект Харитонов называет «дорожной мотоциклетной дипломатией», укрепляющей авторитет России во всём мире. Большая часть маршрута пролегает по бездорожью вдали от цивилизации. Там, где нет ни бензоколонок, ни магазинов, ни людей. Впервые в истории здесь проедет русский человек, да еще в одиночку.
Стартовал Олег из Москвы 20 августа, прибыв на берега Тихого океана в первых числах декабря. Во Владивостоке остановился на базе мотоклуба «Русские самураи». По его словам, глобальных проблем на пути не было. Если не считать снежный циклон, который накрыл его на перевале между Хабаровским и Приморским краями.
«Это был кромешный ад, - говорит байкер. - Снег на трассе был таким глубоким, что мотоцикл пришлось толкать несколько километров. Пока он не спустился на равнину».
Но здесь «беспечного ездока» поджидал еще один «сюрприз» - грязная снежная каша. После каждой встречной машины он останавливался, чтобы очистить стекло шлема: от налипшей грязи ничего не было видно. Ситуация кардинально изменилась, когда Олег добрался до Лучегорска. Он говорит, что город энергетиков оправдал свое «солнечное» название: в Пожарском районе дорога оттаяла до асфальта. Но до Владивостока он так и не смог домчаться за один прохват. В поселке Кипарисово его ждал друг Николай Стариков. И лишь на другой день, отдохнув и отмыв двухколесного «коня», Олег доехал-таки до столицы Приморья.
Весёлое ноу-хау
Покорять дороги и бездорожье пяти континентов Харитонов отправился на мотоцикле BMW G 650 X-Challenge. По его словам, это идеальная двухколёсная машина для дальних путешествий, после усиления и замены некоторых штатных узлов и систем. При минимуме комфорта этот байк гарантирует максимум эффективности, выносливости и грузоподъёмности. И ещё надёжности. По словам Харитонова, на российских буераках, колдобинах и гололёде он частенько падал. И всегда после падения мотоцикл заводился с полтыка. Правда, в городе Свободном Амурской области, где путешественник впервые столкнулся с серьёзным снегом, мотоцикл пришлось модернизировать. Тамошний умелец, Сергей Антонов, приделал к нему коляску с… холодильником. Куда Олег сложил все свои вещи.
«Это потрясающий человек, настоящий местный Кулибин. Байкеры знают его под именем «Сергей Алюминиевый». Только благодаря его коляске, которая в два раза легче заводской, я смог добраться зимой до Владивостока своим ходом. Иначе пришлось бы везти мотоцикл на грузовике, а это нарушило бы чистоту путешествия на своих колесах. Но, даже если бы снег растаял, я не стал бы снимать коляску. Мне очень понравилась эта идея. Холодильник лёгкий, вместительный и герметичный. Плюс это веселое ноу-хау», - смеется Харитонов.
Очень хочется верить
«Всё путешествие состоит из приключений и случаев. Собственно, ради них и отправляешься в дорогу. Если бы всё было ровно и гладко, то было бы неинтересно. Случались моменты, когда было холодно, страшновато и даже физически плохо. Но не было такого, что реально требовало героического преодоления, - рассказывает байкер, явно недооценивая напасти, свалившиеся на него в пути».
«Остров» - мой настольный фильм, - признаётся Олег. - И для меня эталон, как отображена вера в этом фильме. Мамонов - не актёр. Он играл в фильме так, как он живёт. Он такой и есть на самом деле. Мне очень хотелось получить от него часть его ауры, чтобы впоследствии прийти к этому».
Он убежден, что его встречи с людьми на дороге не случайны. Каждый такой контакт - это бесценный опыт человеческих отношений, «который в Москве встречается всё реже». Как, впрочем, и в провинции. Во время мотопробега через всю Россию Харитонова неоднократно останавливали инспекторы ГИБДД. В большинстве случаев, узнав, кто он такой, стражи дорог желали ему доброго пути, предварительно поинтересовавшись, всё ли у него в порядке. И не нужна ли помощь. Три раза гаишники просили его предъявить документы и, не найдя никаких зацепок, пытались взять с него «подорожную мзду». Но ни копейки от него не получили.
Экономика деградирует
Падение курса рубля - основная проблема, которая сегодня волнует нашего героя. И это объяснимо. Основные статьи бюджета его авантюры - это расходы на бензин и переправу через море. К примеру, когда он стартовал, транспортировка байка по воздуху из России в Таиланд стоила 90 тыс. руб. Сейчас - 130 тыс. В целях экономии он отказался от визита в Республику Корею, сосредоточив своё внимание на Таиланде, Камбодже, Лаосе, Вьетнаме, Малайзии.
«Но если к новому году доллар ещё подскочит, то я вообще не знаю, что буду делать. Уже сейчас мой бюджет трещит по швам», - признаётся Олег.
В Москве Харитонов оставил жену и двоих несовершеннолетних детей - сына и дочь. На вопрос, как семья отнеслась к его длительному путешествию, Харитонов отвечает, не задумываясь:
«Внутренне они категорически против, чтобы я уезжал. Но скандалов по этому поводу у нас не было. Мы вообще не скандалим. Естественно, им тяжело. Но вопросы их финансирования в мое отсутствие у нас решены. Да, физически мы не рядом, но информационно - недалеко. Я постоянно на связи с сыном, даже проверяю домашние задания. Слава богу, есть Интернет. Зачем я поехал в путешествие? Чтобы доказать,
прежде всего, себе и своим детям, что человек получает от жизни всё, что он хочет. Главное, этого хотеть по-настоящему. Весной моё путешествие было только в планах. И я не был уверен, что оно состоится. Но вот уже сто с лишним дней, как я путешествую. По сути, отдельная часть моей жизни уже прошла. Хотя сегодня я сам в это не верю».